Ответственность за неправильное использование перевозочных средств, страница 10

   6) при невозвращении арендованных вагонов с  предприятия  взыскивается:

   - плата в двойном размере за каждые сутки задержки;

   - штраф  за простой вагонов в размере,  предусмотренном ст.156 УЖД, начиная с 18 часов суток, следующих за днем окончания срока аренды или днем расторжения договора аренды.

   Доставляемый груз в арендованных или собственных вагонах засчитывается в общий объем перевозок,  установленный для данного грузоотправителя. Объем погрузки в эти вагоны согласовывается грузоотправителем  с железной дорогой  и  указывается  в  развернутых планах перевозок (§30 раздела 1 Правил).

   Собственные и  арендованные  перевозочные средства при следовании в порожнем состоянии оформляются накладной, как груз на колесах. Поэтому под самовольным  занятием  понимается  предоставление железной дорогой порожних вагонов под погрузку предприятиям,  которые не указаны в накладной.

   Данный факт удостоверяется:

   - актом общей формы (пункт "к" §3 раздела 37 Правил);

   - иными документами, если невозможно было оформить акт общей формы.

   Например, документы по переписке с железной дорогой о розыске перевозочных средств и т.п.

   Пример. Грузоотправитель  предъявил иск к железной дороге отправления о взыскании штрафа за самовольное занятие арендованных вагонов. Из материалов  иска следует,  что вагоны в течение 20 дней использовались для перевозки грузов посторонних организаций.  Данный факт подтвержден натурными листами поездов, в составе которых были арендованные вагоны.

   Хозяйственный суд иск грузоотправителя удовлетворил.

   За самовольное  занятие  собственных  и  арендованных  перевозочных средств железная дорога уплачивает штраф  в  размере,  предусмотренном ст.163 УЖД.

   Факты самовольного занятия  арендованных  вагонов  могут  подтверждаться следующими документами:

   - грузовой квитанцией с отметкой на ней станции о  неприбытии  туда порожних вагонов;

   - натурными листами поездов с отметкой на них о загрузке вагонов на несоответствующей станции;

   - объяснительными записками проводников вагонов.

   Другие особенности регулирования взаимоотношений между железной дорогой и  собственником  (арендатором)  перевозочных  средств  при   их эксплуатации:

   1. При самовольном использовании железной дорогой арендованных  перевозочных средств предприятие вправе не платить арендную плату за все время изъятия их из оборота, а при ее уплате требовать возврата.

   2. Грузополучатель  вправе  взыскать  штраф за просрочку в доставке порожних собственных или арендованных перевозочных средств, потому что они следуют  по  полным  грузовым  документам.  В случае возникновения просрочки по причине самовольного использования вагонов  (контейнеров)допускается одновременное взыскание штрафов:

   - по ст.163 УЖД штраф начисляется со дня самовольного использования перевозочных средств, а не по истечении срока доставки;

   - за просрочку в доставке порожних вагонов (контейнеров).

   3. Железная дорога освобождается от ответственности согласно ст.163 УЖД, если докажет отсутствие своей вины.

   Пример. Предприятие предъявило иск к управлению железной дороги,  с которым заключен договор аренды,  о взыскании  штрафа  за  самовольное использование вагонов. Материалами искового дела установлено:

   - железная дорога порожние вагоны доставила в срок  и  грузополучатель раскредитовал документы;

   - вагоны длительное время стояли на станции назначения  в  ожидании подачи.

   Хозяйственный суд не признал факт самовольного использования железной дорогой вагонов и отказал в иске.

   Пример. Железная дорога приняла от химического завода 3 минераловоза для  доставки их в вагонное депо для производства профилактического осмотра. Вагоны были возвращены владельцу неотремонтированными через 2 месяца. Железная дорога не представила доказательств заводу, что минераловозы в течение 2 месяцев не использовались для  перевозки  грузов. Хозяйственный суд  удовлетворил  иск завода о взыскании штрафа за счет железной дороги.