Ответственность за неправильное использование перевозочных средств, страница 3

   7.2. Ответственность за использование вагонов и контейнеров без разрешения железной дороги

   Вагоны и контейнеры общесетевого парка  должны  использоваться  для перевозок грузов на основе договоров перевозки грузоотправителей с железными дорогами, которые являются владельцами перевозочных средств.

   Самовольное (без разрешения железной дороги) использование грузоотправителем,  грузополучателем,  владельцем подъездного пути вагонов  и контейнеров общего парка для внутренних перевозок образует состав правонарушения и влечет  имущественную  ответственность  в  виде  штрафа, носящего характер исключительной неустойки.

   Размер штрафа зависит от длительности использования в указанных целях без разрешения железной дороги перевозочных средств, их вида и определяется ст. 155 УЖД.

   Убытки, причиненные  железной  дороге  использованием  ее вагонов и контейнеров грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути для внутренних перевозок,  не подлежит возмещению.  Однако такое использование вагонов и контейнеров, как правило, всегда связано с задержкой их возврата железной дороге. В связи с этим штраф за самовольное использование вагонов общего парка для внутренних перевозок  взыскивается  независимо от штрафа за простой вагонов и за-

держку контейнеров (ст.156, 157 УЖД).

   Для привлечения  к  имущественной  ответственности согласно ст. 155 недостаточно самовольного использования перевозочных  средств.  Например, поданные для выгрузки вагоны длительное время не возвращаются железной дороге и превращаются по сути дела в склады на колесах.  Предприятия на подъездном пути самовольно загружают после выгрузки вагоны в порядке сдвоенных операций грузом предназначенным для  отправления  по назначению и т.  п.  В таких ситуациях начисление штрафных  санкций  в соответствии со ст. 155 является незаконным. Вагоны обязательно должны быть отвлечены для внутренних перевозок.

   Аналогичная имущественная ответственность возлагается на автопредприятие при централизованном вывозе и завозе грузов со станций железных дорог и использования им контейнеров и вагонов  для  своих  внутренних перевозок.

   Факт самовольного использования вагонов и контейнеров общего  парка для своих внутренних перевозок должен удостоверяться актом общей формы (п."л" §3 раздела 37 Правил перевозок грузов).

   7.3. Ответственность за необеспечение сохранности вагонов и контейнеров

   Для обеспечения сохранности вагонов и контейнеров необходимо выполнять Технические условия погрузки и крепления грузов  (ТУ).  Раздел  4 этого  документа содержит "Технические условия обеспечения сохранности вагонов при погрузке и выгрузке грузов".

   Основные требования  транспортных нормативных документов по обеспечению сохранности транспортных средств:

   1. Выполнение грузовых операций  осуществляется  работниками  после сдачи испытаний в знании указанных ТУ.

   2. Погрузочно-разгрузочные устройства должны находиться в исправном техническом состоянии,  периодически проверяться комиссией с  участием представителей железной дороги и предприятия. Новые типы грузовых устройств перед вводом в эксплуатацию должны  подвергаться  комиссионному осмотру с участием работников железной дороги.

   3. Владельцы подъездных путей обязаны строго соблюдать Правила технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по движению поездов и маневровой работе,  содержать подъездные пути,  локомотивы в исправном состоянии.

   За повреждение   вагонов,   контейнеров,    съемных    перевозочных приспособлений ст. 162 УЖД устанавливает имущественную ответственность в форме уплаты штрафа и возмещения убытков.

   Особенности начисления штрафа:

   1) начисляется в размере пятикратной стоимости поврежденных  (утраченных) частей,  исходя из расценочной ведомости (раздел 39 Правил перевозок). При этом износ частей не учитывается. Имущество, не поименованное  в ведомости,  оценивается по прейскурантам оптовых цен,  а при отсутствии прейскуранта - применительно к  стоимости  других  подобных частей вагона (примечание 1 к разделу 39 Правил перевозок грузов);