Пробное учебное пособие по темам «Ломаная», «Четырехугольник», «Площадь» для восьмого класса, страница 3

Диалогичность текста методически можно понимать как излагаемый внутри текста диалог между персонажами, в этом случае один персонаж делится своими знаниями с другим персонажем или все персонажи высказывают разные понимания одного и того же; как диалог автора и читателя, это достигается тогда, когда задаваемые в тексте вопросы отделены от ответов, то есть между вопросом и ответом есть другой текст, или когда в тексте расставлены предупреждающие знаки; как материал для групповой и общеклассной дискуссии, тогда ответы вообще отсутствуют в тексте учебника и переходят в методические указания для учителя (это наиболее высокий уровень диалогичности).

“Текст высокого уровня диалогичности является предпосылкой для развертывания процесса диалога, сотворчества, совместного познания с автором. Автор провоцирует, программирует самообщение, внутренний диалог читателя: противопоставляет, разводит, сталкивает смысловые позиции, различные видения, понимания определенного предмета или явления действительности в тексте, создает проблемные ситуации, апеллирует к читателю, инициирует его личностное включение в текстовое взаимодействие. Читатель убеждается в возможности существования разных видений, пониманий предметных ситуаций, пытается их соотнести, сформировать собственное понимание, точку зрения, позицию. Происходит активный процесс выдвижения читательских гипотез, формируется свой “встречный текст”, рождается личностное знание, актуализируются творческие потенции слушателя” [8, с.38].

Над созданием курса геометрии как системы проблем начала работать группа авторов: Аронов А.М., Тимкова Т.В., Шумская Е.А. Разработанный ими учебник «Геометрия – 7» [2] уже сейчас пользуется интересом со стороны учителей.

Над продолжением учебника [2] работают авторы Аронов А.М. и Скрипка А.М.. Апробацию проводит Францен О.А., учитель высшей категории университетской гимназии “Универс”. В дипломной работе приведены три темы из курса геометрии за восьмой класс, продолжающие учебник [2].

Цель работы — разработать темы «Ломаная», «Четырехугольник» и «Площадь» учебного курса по геометрии для восьмого класса, в которых, во-первых, материал излагается вокруг явно выделенных вопросов и проблем, поставленных в процессе обсуждения, диалога с читателем, так как мы считаем вопросы и проблемы главным содержанием геометрии; во-вторых, предоставлена возможность организации общеклассной дискуссии.

Задачи работы

·  Выделить общие методические принципы, которые можно положить в основу создаваемого учебного курса.

·  Разработать три темы учебного курса по геометрии, с учетом выделенных методических принципов и выбранного типа изложения.

·  Составить методические комментарии к разработанным темам.

·  Составить объяснительную записку, включающую выделенные методические принципы и объяснения к тексту разработанных тем.

Объект исследования — геометрический материал тем «Ломаная», «Четырехугольник» и «Площадь» учебного курса по геометрии для восьмого класса.

Предмет исследования — проблемы, связанные с материалом тем «Ломаная», «Четырехугольник» и «Площадь».

Гипотеза: возможна разработка тем «Ломаная», «Четырехугольник» и «Площадь» учебного курса по геометрии для восьмого класса, отвечающих  задачам изложения материала как системы проблем и условиям диалогичности текста.

Работа состоит из введения, пяти глав и заключения.

Первая глава посвящена разработке темы «Ломаная» учебного курса по геометрии за восьмой класс. По сути, это первая глава учебника.

Во многих учебниках назначение ломаной, а именно, возможность с ее помощью находить длины кривых, скрыто. Наличие длины у ломаной, ради чего, собственно, ломаная и изучается, подается в них как заурядный факт. Поэтому ломаная обычно понимается не как фигура, имеющая длину, а как один из видов линий.

При разработке темы «Ломаная» была совершена попытка постановки в учебнике проблемы распространения понятия длины на отличные от отрезка фигуры. Для школьников восьмого класса эта проблема приняла форму задачи нахождения фигур, отличных от отрезка, имеющих длину. Решением задачи является ломаная, которая и исследуется в этой теме. Таким образом, исходно ломаная предстает перед учащимися как фигура, имеющая длину.