Игровая методика «Четыре четверти», страница 2

С помощью этой методики можно зафиксировать возраст, с которого школьники могут ставить цели и брать на себя ответственность за собственный выбор, т.е. становятся субъектами образования. Именно с этого времени школьники могут и готовы активно участвовать в образовательном процессе: выбирать предметы для изучения, формы обучения. В этом плане «взрослым» для того, чтобы предотвратить формализацию  образования и сделать его действительно эффективным необходимо выстраивать отношения с учениками на новом уровне.

Методическое пособие составлено, как нейтральное по отношению к возрасту. По нашему мнению, динамика интереса возрастно зависима, поэтому организатор игры обязательно должен учитывать возрастные особенности участников.[1]

2. Исходная информация об игре «Четыре четверти»

Основные цели игры

Игра представляет собой методическую разработку для изучения детских образовательных интересов. На наш взгляд, она позволяет увидеть на чем фокусируются реальные интересы школьников, когда они могут делать выбор в специально созданных условиях, моделирующих определенные ограничения свобод и обеспечивающих почти немедленное наступление ответственности за принятое решение.  Согласно авторскому замыслу, детские интересы, к которым апеллирует игровой сюжет, могут быть направлены: на формальную (привычную) учебу, на инициативные образовательные области (искусство, спорт, наука и т.п.)  или на развлечения.[2]

В результате апробации выяснилось, что игра может иметь и более универсальный характер. Методика показывает способности школьников к планированию и распределению имеющихся ресурсов и может использоваться как тренинговая процедура для коррекции умений использовать, планировать и распределять ресурсы.

Суть игры

При разработке методики мы руководствовались следующей методической гипотезой: обнаружить подлинный интерес можно, если создать экспериментальные условия, инициирующие распределение ресурсов.  То, куда ребенок вкладывает свои ресурсы и будет областью подлинных  интересов.

Опираясь на наши наблюдения, мы выделили следующие ресурсы: физические силы, время и деньги. Физические силы- ресурс, мало доступный детскому сознанию, в том числе и в подростковом, и юношеском возрастах. Хотя усталость иногда может восприниматься как препятствие для достижения  цели, при планировании своей деятельности, дети и подростки вряд ли способены расчитывать когда именно она наступит.

Время и деньги можно отнести к ресурсам, уже относительно освоенными школьниками: дети распоряжаются ими в реальной жизни и могут учитывать при планировании. Так, школьники уже могут распределять свое время, например, между подготовкой уроков и развлечениями (чем дольше они будет делать уроки, тем меньше времени останется на развлечения и наоборот). Многие дети имеют деньги на карманные расходы и сами выбирают когда и на что их тратить. Таким образом, на наш взгляд ребенок уже имеет опыт обращения с такими ресурсами как деньги и время.

Участники игры должны распределить выделенные им по правилам игры ресурсы- деньги и время на занятия, которые их интересуют.

Чтобы исключить случайность выбора и выявить его устойчивость, участникам игры предлагается сделать четыре пробы, в каждой из которых создаются новые препятствия на пути к достижению выбранного занятия (области, сферы). Препятствия являются обязательным условием игры. Поскольку только в преодолении можно «увидеть» действительную заинтресованность в достижениях. Иными словами – только про того, кто преодолевает препятствия можно сказать, что у него (у нее) есть Путь.[3]

Состав участников

Одновременно в игре могут принимать участие до 15 человек. Ограничение  количества участников по сравнению с обычным классом связано только с необходимостью обеспечить максимально самостоятельный выбор и принятие решения. Понятно, что участники естественным образом интересуются решениями друг друга  и, соответственно, испытывают взаимные влияния, но важно, чтобы было объявлено условие максимальной самостоятельности решения и обеспечены возможности буквального дистанцирования участников. Дети выбираются произвольным образом, т.е. никаких особых требований к индивидуальным личностным особенностям ребенка нет. Возрастная категория – школьники, хотя проведение игры с учащимися младших курсов специальных учебных заведений  и ВУЗов так же возможно. (Одним из добавочных результатов игры с этой возрастной категорией может быть выяснения их реального психологического возраста, предположения о котором связаны со стабильными ответствнными и ориентированными на цель предпочтениями). Игра внешне носит  характер групповой процедуры, но каждый из участников играет сам за себя. Внешне групповой характер процедуры объясняется тем, что в реальной жизни люди объединены в определенные коллективы, которым и предлагаются всякие образовательные и социальные программы, но решения о личных вкладах и характере участия могут приниматься как независимо от других, так и с ориентацией на то, как это делают другие люди. Организаторам игры необходимо постараться ограничить общение игроков между собой во время основной части игры, чтобы минимизировать стремление к подражанию .