Игровая методика «Четыре четверти», страница 19

Младший подростковый возраст

·  Как и в более младшем возрасте интерес по большей части характеризуется непостоянством и ситуативностью;

·  Так же своей разбросанностью и не соорганизованностью, мозаичностью (т.е. интересны не связанные друг с другом вещи пр.: вышивание, собирание календариков, занятие фотографией);

·  По большей части интерес основан на внешних причинах у меня это хорошо получается, нравится учитель);

·  Появляется блок предметов, важных для идентификации: «Эти предметы нужно знать обязательно всем». Все без исключения называют математику, русский язык, информатику и иностранный язык;

·  Появляются явные гендерные различия в предпочтениях учебных и внеучебных предметов (предметы, которые выбирают только мальчики; труд, химия, экономика,  ; предметы, которые выбирают только девочки: ин.яз, литература);

·  В области внеучебных интересов диапазон выборов у девочек гораздо шире, чем у мальчиков;

·  Отсроченность результата (полученные знания не используются сейчас, но подразумевается, что они понадобятся в дальнейшем);

·  Появляется область интереса в межличностных отношениях;

·  Появляются претензии на участие в образовательном процессе (заявляется готовность к самостоятельному выбору учебных предметов).

Старший подростковый возраст

·  Область интересов старших подростков шире, так же они глубже и устойчивее по сравнению с предыдущими возрастами;

·  В этом возрасте происходит появление стержневых избирательных интересов (один – два интереса, вокруг которых сосредоточены все остальные). Часто таким «стержнем» выступает профессия, на которую ориентируется подросток. Пример: Подросток заявляет, что хочет стать экономистом. При этом он выбирает для изучения такие предметы как экономика, география (для того, чтобы знать о различных ресурсах регионов России), а также выбирает чтение книг по экономике и путешествиях;

·  В этом возрасте происходит переход цели в мотивы (не потому, что, а для того чтобы);

·  Подростки в этом возрасте больше ориентированны на предметное содержание, а не на внешнюю оценку своей деятельности (оценка, похвала). Происходит смена мотивации (предмет выбирается не потому, что нравится учитель, а потому, что интересно содержание);

·  Появляются произвольно-волевые действия («Ненавижу физику, но она нужна!»);

·  Важным становится предъявление себя. Подросткам важно быть услышанными взрослыми, активно участвовать в образовательном процессе. Выбираются предметы, на которых можно открыто взаимодействовать с учителем; также формы урочной работы где они могут активно проявлять себя: готовить доклады, участвовать в дискуссиях, самим вести урок (дни самоуправления).

Старший школьный возраст

·  Старшеклассники, определившиеся с ВУЗом и специальностью, при любом ограничении ресурса выбирают предметы, нужные для поступления по максимуму. Но помимо этого у них сформирована область свободных интересов. Например, Дима (16 лет, 10 кл.): «Физика мне нужна, потому что я буду поступать, а психологи я просто интересна для общения с людьми, пригодится в жизни. Если бы мне пришлось выбирать между физикой и психологией и даже если бы психология преподавалась лучше, чем физика, я бы выбрал физику». Старшеклассники, у которых выбор профессии не обоснован, т.е. при выборе ВУЗа не учитываются реальные возможности и ресурсы (пр.: школьник хочет поступать на экономический факультет, но при этом имеет плохие оценки по математике, географии…) выбирают предметы, в соответствии с принятыми в обществе стереотипами. Старшеклассники, имеющие широкие интересы в предметно-учебной деятельности, сконцентрированы на  учебе и игнорируют другие области;

·  Что касается инициативных интересов, то занятия, связанные с подготовкой к поступлению (курсы, репетиторы и т.п.) носят устойчивый характер и являются важными. В этом возрасте школьник уже может брать ответственность за свое будущее на себя.