Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 9

·  реагирует оборонительно: открыто не повинуется, мстит, обманывает, порицает других, избегает, отрицает проблемы, отказывается от предлагаемой помощи;

·  из-за страха неудачи редко предпринимает реальные усилия, необходимые для успеха.

Сравнив человека с высокой самооценкой и человека, придерживающегося стратегии жизненного успеха, мы обнаружим много сходных качеств.

Можно рассматривать самооценку как необходимое умение при осуществлении такой деятельности как выбор профессии. Необходимо понять, какие аспекты самооценки можно выделить с точки зрения её полезности для успешности в жизни. Стоит отметить два аспекта самооценки: количественный (т.е. уровень самооценки) и качественный (совокупность значимых сфер). Удерживая такое понимание, мы будем обращаться не столько к уровню, сколько к тому, какие значимые сферы можно выделить при осуществлении деятельности выбора и какие требования можно предъявить к процессу самооценивания как необходимого для выбора профессии умения.

Функции самооценки при осуществлении выбора профессии:  

1.  Наличие представлений о собственном ресурсе (с точки зрения требований будущей жизни).

2.  Понимание значения обладания данным качеством для достижения определенных результатов в будущем.

3.  Наличие представлений о возможности развития данного качества.

4.  Принятие ответственности за развитие у себя данного качества для будущей взрослой жизни, если оно признается полезным или обоснованное решение оставить его без изменений.

5.  Разделение настоящего, будущего, фиксация разрыва.

2.2.  Основные механизмы становления самооценки.

Самооценка как умение, необходимое при осуществлении какой-либо деятельности (в частности деятельности выбора) становится в подростковом возрасте (главным образом в первой фазе).

«Зрелость» самооценки можно определить через осознание собственной недостаточности по отношению к идеальной форме, появления новообразования – самоопределения (во всех его аспектах).

Говоря о механизмах становления самооценки, мы основываемся на работах И.С. Кона [10, 11]. Он приходит к понятию “самооценка” через понятие “самость”, представление человека о самом себе. Самооценка – отношение человека к элементам своего “Я”. И.С. Кон выделяет четыре механизма становления самооценки:

1.  Интериоризация, усвоение оценок других.

Под влиянием оценок значимых других, изменяется самооценка.

Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных – понижается.

Самооценка изменяется и относительно тех сфер, которые не подверглись оценке. Однозначно положительные или отрицательные внешние оценки в большей степени влияют на изменение самооценки.

2.  Принцип социального сравнения.

·  Оценка существующего образа – «Я» с прошлым и будущим, сравнение своих притязаний с достижениями.

·  Сравнение себя с другими людьми. Социальное сравнение является двусторонним: человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а окружающих оценивает по личностно-значимым собственным критериям.

3.  Принцип самоатрибуции.

Заключение о своих внутренних свойствах на основе объективных, поведенческих показателей, на основе объективных результатов собственной деятельности. Важно отметить, что повышение уважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем понижение его впоследствии неудач.

4.  Принцип смысловой интеграции.

В зависимости от значимости тех или иных сфер, формируется своеобразный защитный механизм, позволяющий сохранить высокую самооценку независимо от поражений и неудач.

Важно отметить, что становление самооценки – процесс, протекающий параллельно с процессом самоопределения.

На основании оценки себя и собственных способностей и возможностей осуществляется выбор профессии. Интересующим нас моментом является место связи самооценки и самоопределения в процессе социализации старшеклассника. Мы предполагаем, что посредствам социального сравнения и возникающей конкуренцией происходит определение собственных ориентиров, критериев выбора профессии и образа жизни.