Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 16

При соотнесении результатов анкет по выборке в целом с результатами в микро-группах, во-первых, обозначено несоответствие: при самостоятельном выделении значимых критериев «лидерами» являются самореализация и заработок, из анализа анкет следует, что почти все критерии имеют балл 4 или выше. Основой «лидер» – критерий самостоятельность.

Данные свидетельствуют о нестабильной самооценке, с одной стороны, о стремлении содержательного выделения из окружения сверстников (20 ответов – стремление к самореализации при выборе профессии), с другой стороны.

5.       Соотнесение результатов самоотчёта (ответов на вопросы о влиянии сверстников, друзей) с результатами анкеты.

Таблица 5.

Результаты самооценки относительно влияния сверстников и друзей.

Ответы

Важно мнение

Важно ли для тебя

У сверстников

друзей о

 мнение друга  при

больше шансов

тебе?

выборе профессии?

поступить в Вуз?

Общий балл

 2-; 3+\-; 20+

 21-; 3-\+; 1+

 6-; 5+\-; 14+

Несоответствие данных самоотчёта при ответе на вопросы «Важно ли для тебя мнение твоих друзей о тебе?», «Ориентируешься ли ты на своих друзей при выборе будущей профессии?».

          Проявление феномена конкуренции, с одной стороны, и защитного механизма – отрицания, с другой.

Оценка высказывания: При выборе профессии необходимо ориентироваться на критерий: «Быть окружённым людьми моего возраста».

23 человека (из 25) поставили 3 балла и меньше, что означает - от безразлично до совсем неважно.

          Ответ на вопрос: Считаешь ли ты, что у кого-либо из твоих сверстников больше шансов при поступление в Вуз?

14 человек ответили положительно; 5 человек – да\нет; 6 человек отрицательно.

Обобщение данных исследования.

1.  Выявлено, что от приобщённости участников исследования к той или иной микро-группе зависят результаты:

оценка критериев выбора профессии (Таблица 4);

разница по оценкам Я – Сверстник (Таблица 2).

В отдельных микро-группах по отдельным критериям значительнее разницы, чем по выборке в целом, что свидетельствует о зависимости важности ориентиров при выборе профессии от принадлежности к группе.

         Оценка Я практически во всех случаях выше, чем оценка Сверстник. Это можно понимать как отделение себя от окружающих, поиск собственных ориентиров, ценностей, целей, стремление к пониманию себя.

         В микро-группе 1 (Приложение, голубой цвет) разницы Я – Сверстник выше, чем в остальных микро-группах. Можно предположить о влиянии принадлежности к группе на самооценку (повышение в отдельных значимых сферах).

         При выявленном в анализе влиянии принадлежности к группе на оценку и самооценку, сами старшеклассники отрицают важность ориентира «Быть окруженным людьми моего возраста» при выборе профессии: 23 человека из 25 оценили в 3 балла и меньше, что означает безразлично – совсем неважно. Это можно понимать как:

 - стремление к поиску «себя», собственного пути;

 - феномен завышенной самооценки относительно сверстников;

 - «у меня ресурсов больше, мне с вами неинтересно» – также об этом свидетельствует оценка Сверстников по этому критерию: 19 человек 3 балла и ниже.