Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 7

Можно сделать вывод о том, что проблема социализации современных подростков связана с представленностью семьи, школы как референтных образований. В связи с ослаблением референтной функции семьи и школы, значимыми становятся сообщества сверстников, которые влияют на выбор социальных ориентиров.

 Из выводов исследования, касающегося проблем социальной адаптации подростков в процессе построения жизненной перспективы и оценивания своих субъективных возможностей [12]:

·  Выделено две группы проблемных зон в адаптации: несформированность таких ценностей, как активная деятельная жизнь, познание и творчество; выраженное превышение субъективной важности таких сфер, как материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь и здоровье.

Обращаем внимание на то, что одним из главных приоритетов является материальное благополучие и выделяется несформированность ценностей связанных с самореализацией. Можно предположить, что в условиях соперничества, сравнения себя со сверстниками, общепризнанной ценностью является материальный достаток, так как различия выше - ниже, лучше - хуже заметны по этому критерию, в среде старшеклассников установлены чёткие границы высокий доход – престижно, низкий – не престижно. Подобных границ не существует при оценке сферы самореализации. Несформированность таких ценностей, как активная деятельная жизнь, познание и творчество свидетельствует, с одной стороны, о нестабильной самооценке, с другой стороны, о зависимости от мнения окружающих, об отсутствии самоопределения.

Существует достаточно исследований и публикаций, посвященных проблеме социализации старшеклассников и связанной с ней проблемой самоопределения [1, 8, 9, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25 и др.].

Подводя итоги, необходимо выделить основные, на наш взгляд, проблемы, связанные с социализацией и самоопределением современных старшеклассников:

1.  Основным ориентиром при выборе профессии является материальное благополучие, в ущерб остальным сферам.

2.       Признание ценностей, связанных со стратегией жизненного успеха, в отличие от стратегии жизненной самореализации, необходимым образом приводит к конкурентным отношениям и болезненному переживанию собственных неудач, как негативному аспекту, и стремлению к самостоятельности, содержательной независимости, как позитивному.

3.       Оценка себя в сравнении со сверстниками – проблемная зона: с одной стороны, желание близких, доверительных отношений, с другой – нежелание показаться зависимым, «хуже», слабее окружающих.

Необходимо обратиться к практике образования старших подростков. Приведём пример, демонстрирующий, на наш взгляд, переход от отрочества к юности, в котором находится разрешение проблемных ситуаций в сфере социализации старших подростков.

Известно, что старшеклассникам гимназии «Универс» предоставляется возможность выбора дополнительных факультативных занятий, которые называются «Курс по выбору», и существует практика защиты творческих работ по тому предмету, который старшеклассник определяет для себя как наиболее интересный и важный. Самым важным в данном процессе является именно творческий подход. Переходя к конкретным случаям, интересно отметить, как проходили некоторые защиты в 2002 году в гимназии и какие темы старшеклассники определяют для себя как интересные и полезные для собственного развития.

Обращаясь к области экономики, стоит заметить, что вместо обычного реферативного текста, содержащего громоздкие формулы и определения, представляются работы относительно проблем в налоговом устройстве России по сравнению с Германией,  США  и возможные выходы из проблемных ситуаций; представляется доклад об истории возникновения, функциях, типологиях денег. Выбор темы и самостоятельные размышления о таких серьёзных вопросах свидетельствует о становлении самоопределения, в отличие от стремления выделиться на фоне сверстников. Это не значит, что для старшеклассников неважно определить собственное Я на фоне окружающих, это означает, что данный процесс сопровождается содержательным  определением собственных ориентиров и отличий от сверстников.