Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 18

Важно отметить практическое значение данной работы. Для этого мы приведём пример профессионального становления одной выпускницы 2002 года гимназии «Универс». Девушка увлечена рисованием уже около пяти лет благодаря посещению «Мастер – класса художника» в гимназии. Преподаватели и многие ученики отмечают особенные способности и талант у девушки, но, несмотря на это, попытки поступления в «Художественное училище имени Сурикова» (а их было уже две: она пыталась поступить после окончания девятого и десятого классов) оказались неудачными, она не была зачислена, хотя некоторые преподаватели считают оценку необъективной. В этом году будет ещё одна (уже третья) попытка поступления. Сложно сказать о том, что на самом деле чувствует эта девушка, но, скорее всего, очень переживает.

Такой случай не единичный. Мы можем сказать, что умение конкурировать  и правильно, адекватно оценивать собственные силы очень важно для старшеклассника в сложившейся социокультурной ситуации, когда существует два полюса при выборе профессии – поступлении в Вуз: способности и ресурсы. С одной стороны, очень важно самоопределиться и обозначить собственные ориентиры, а, с другой стороны, необходимо осознавать, каким ресурсом (возможно и материальным) обладаешь ты и близкие тебе люди. Именно в этой связи возникает рассогласование материальные ценности – самореализация как два противоположных критерия выбора профессии, которые безусловно должны быть связаны.

Для психологов, педагогов, проектировщиков образовательного пространства старшей школы необходимо учитывать, что конкуренция, соперничество свойственны данному возрасту, более того, необходимо уметь соперничать и конкурировать для успешной социализации о обществе, в частности, при поступлении в Вуз, определению собственных жизненных ценностей и ориентиров.

Возможно, нужен отдельный учебный предмет, содержанием которого будет умение конкурировать: адекватная оценка собственных способностей и ресурсов; умение выбрать направление собственного развития; умение вести переговоры и разрешать конфликтные ситуации, связанные ситуациями учения - обучения.

Литература.

1. Богомолова Н.Н.

Самоопределение молодёжи и массовая коммуникация // Пробл. самоопределения молодёжи; Кр.: Крас. гос. универ.,  1987.

2. Божович Л.И.

Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

3. Божович Л.И.

Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

4. Выготский Л.С.

Собрание соч.: в 6 т. – т. 4. – М.: Педагогика, 1982.

5. Гинзбург М.Р.

Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. 1988 № 2.

6. Гинзбург М.Р.

Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 1994 № 3.

7. Головаха Е.И.

Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. -  Киев, 1998.

8. Головаха Е.И.,

    Кроник А.А.

Воспроизводство и творчество: два типа отношения к будущему // Пробл. самоопределения молодёжи; Кр.: Крас. гос. универ.,  1987.

9. Кирх М.Л.

Социологический анализ общения молодёжи // Пробл. самоопределения молодёжи; Кр.: Крас. гос. универ.,  1987.

10. Кон И.С.

Открытие «Я». – М.: Полит. изд., 1978.

11. Кон И.С.

Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

12. Кривцова С.В. и др.

Подросток на перекрёстке эпох. – М.: Школа –Пресс, 1995.

13. Крайг Г.

Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

14. Леонтьев Д.А.

Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993.

15.  Леонтьев Д.А.,        Пилипко Н.В.

Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. психол. 1995 № 1.

16. Маерс Д.

Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1998.

17. Немировский В.Г.

Социальные типы личности и проблемы самоопределения молодёжи // Пробл. самоопределения молодёжи; Кр.: Крас. гос. универ.,  1987.

18. Привалихина Н.Р.

Результаты и эффекты прямой и косвенной специфической организации школьного финиша // Педагогика развития: замыслы достижения, возможности: Материалы 8-й научно-практической конференции; Крас. гос. универ. Кр., 2002.

19. Пряжников Н.С.

Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопр. психол. 1996  № 1.

20. Сергоманов П.А.

К вопросу о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте // Педагогика развития: соотношение учения и обучения. Материалы 7-й научно-практической конференции; Крас. гос. универ. Кр., 2000.

21.Слободчиков В. И., Цукерман Г. А.

Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психол. 1996 № 5.

22. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И.В. Дубининой. – М.: Педагогика, 1987.

23. Хакимова Н.Р.

Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения // http:// flogiston.ru

24. Эриксон Э.

Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996.

25. Ярцев Д.В. 

Особенности социализации современного подростка // Вопр. психол. 1999 № 6.

26. Bealding self-esteem in the secondary school. Theathe`s manual // Consulting Psychologists Press, Inc, Palo alto, California 94303.