Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 15

4.       При самостоятельном определении критериев выбора профессии старшеклассниками, можно отметить соотношение названных ориентиров.

«Лидером» является ориентир (критерий) самореализация. В этот блок были отнесены все ответы, связанные с интересом, получением от работы удовольствия, самосовершенствованием, соотнесение профессии с собственными качествами, возможностями, способностями.

Можно интерпретировать это как стремление к содержательной обособленности, личностному самоопределению, поиску значимых смыслов.

Менее, но тоже значимым является критерий заработок. Анализируя данные, можно сказать, что это феномен проявления стратегии жизненного успеха.

Таблица 3.

Результаты самостоятельного определения ориентиров при выборе профессии.

Критерии

Самореа-

Зарабо-

Карьера

Альтруизм

Условия

Самостоя-

Общение

Пред-е

выбора

лизация

ток

труда

тельность

знания

профессии

Кол-во

ответов

20

10

3

3

2

1

2

2

Таблица 4.

Результаты сравнения средних значений

 критериев по группам при оценке себя.

Выборка

Группа 1

Группа 2

Группа 3

в целом

Самореализация

4,3

4,5

4,2

4,7

Заработок

4,5

4,6

4,7

4,2

Карьера

4,2

4,4

4,4

4,2

Альтруизм

4,1

4,2

4,1

4,7

Условия труда

3,7

4

3,8

4,5

Самостоятельность

4,5

4,8

4,4

5

Общение

3,8

3,6

3,7

4,3

Средние значения

4,2

4,3

4,2

4,5