Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 12

Проблема соотношения ценностного, профессионального и социального аспектов по-разному описывается авторами. Мы будем исходить из того, что определяющими аспектами при выборе профессии являются ценностные установки и связанные с ними социальные (желаемый образ жизни).

В данной работе мы будем основываться на факторы выбора профессии, выделенные Кулагиной:

-  Престижность профессии (социальная ценность).

-  Качества личности, присущие представителям этой профессии.

-  Принципы, нормы отношений, характерные для данного круга специалистов.

-  Материальный фактор.

Глава 3.     Исследование влияния социального аспекта самооценки на

определённость выбора критериев, предъявляемых к будущей профессии.

          Возвращаясь к гипотезам данной работы, необходимо выделить три основных элемента, которые мы планируем исследовать:

1.  Мы предполагаем, что межличностные связи, а именно конкуренция между старшеклассниками влияет на выбор тех или иных социальных критериев будущей профессии.

2.  Мы предполагаем, что феноменом конкуренции у старших подростков является стремление к обособлению от группы сверстников, поиски собственных жизненных ориентиров.

3.   Мы предполагаем, что, чем ярче выражено обособление от группы сверстников, тем определённее критерии выбора будущей профессии.

3.1.  Выбор и описание средств измерения.

Проблема, с которой мы столкнулись при выборе средств измерения – отсутствие  стандартизированных методик, направленных на выявление влияния самооценки на определённость выбора критериев, предъявляемых к будущей профессии.

          Опираясь на поставленные цели и задачи работы, мы ввели несколько составляющих методики измерения:

·  Элемент социометрии (измерение общей социометрии):

Перечисли тех, с кем из класса тебе нравится проводить время.

Кого из класса ты считаешь своими близкими друзьями?

·  Самооценка, основанная на социальном сравнении:

Важно ли для тебя мнение твоих друзей о тебе?

Ориентируешься ли ты на своих друзей при выборе будущей профессии?

Считаешь ли ты, что у кого-либо из твоих сверстников больше шансов при поступлении в Вуз?

·  Самостоятельное обозначение главных критериев выбора профессии.

·  Методика Гинзбурга М.Р.

В анкете выделено семь основных типов ожиданий, предъявляемых (в различных сочетаниях) людьми к своему социальному статусу. Для удобства обозначения каждому из них присвоено наименование (достаточно условное), которое означает следующее. Стремление полностью развить свои способности, реализовать свой творческий потенциал обозначается как «самореализация» (высказывания № 7, 14, 21). Стремление к материально обеспеченной жизни обозначается как «заработок» (№ 1, 8, 15) . Стремление продвигаться по служебной лестнице, занимать руководящее положение - «карьера» (№ 2, 9, 16). Стремление приносить пользу другим людям, обществу в целом - «альтруизм» (№ 3, 10, 17). Стремление работать в комфортных условиях - «условия труда» (№ 4, 11, 18). Стремление к независимости, самостоятельности - «самостоятельность» (№ 5, 12, 19). И стремление общаться, поддерживать широкие контакты с людьми - «общение» (№ 6, 13, 20).

Мы внесли три шкалы оценки: мнение большинства моих сверстников; мнение моих близких друзей; моё мнение. 

Задание: оценить баллом от 1 до 5 (Приложение 7).

В исследовании приняли участие 25 учащихся 10-х классов гимназии «Универс».

Специальное внимание уделялось выбору испытуемых: мы предложили заполнить анкеты тем старшеклассникам, которые, по нашему мнению являются друзьями-приятелями; участники исследования – ученики 10 класса, так как на осуществление выбора профессии и Вуза есть ещё один год, ситуация самоопределения не обострена.