Влияние самооценки на профессиональное самоопределение у старших подростков, страница 11

2) Пространственно-временной план связан определением краткосрочности – долгосрочности целей, временного аспекта реализации цели.

       Понимание М.Р. Гинзбургом личностного самоопределения сходно с  пониманием социального самоопределения И.С. Коном. Он пишет о том, что поиск себя неразрывно связан с формированием мировоззрения, а мировоззрение не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации [10].

3.2.2. Профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение описывают несколько авторов.

Пряжников Н.С. понимает профессиональное самоопределение как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение не ограничивается выбором профессии, хотя, как правило, выбор Вуза происходит раньше, чем осознание ценности того или иного типа образования [19].

 И.С. Кон пишет о том, что профессиональное самоопределение можно рассматривать с нескольких позиций: во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; в-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [10, 11].

И.С. Кон подразделяет профессиональное самоопределение на этапы:

1.   Детская игра, в которой проигрываются отдельные элементы профессиональной деятельности, путем принятия определенной роли.

2.   Подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии.

3.   Предварительный выбор профессии в период подросткового и большей части юношеского возраста.

4.   Выбор профессии.

4.1 Определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему.

4.2 Выбор специализации.

Можно выделить проблему, связанную с профессиональным самоопределением: в своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, старшеклассники достаточно реалистичны, зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком много или слишком быстро. При этом высокий уровень социальный и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями [7].

3.3.3. Социальное самоопределение.

          Социальное самоопределение заключается в обозначении того статуса, слоя в обществе, с которым связан предпочитаемый образ жизни.

          По мнению Кона И.С., социальное самоопределение связано, прежде всего, с системой утверждений, выражающих отношение человека к миру, его ценностными ориентациями.

          Кон И.С. пишет о непосредственной связи ценностей, смыслов с социальным самоопределением, выбором социального статуса и, связанного с ним образа жизни. Он говорит о том, что мировоззренческий поиск себя включает в себя социальную ориентацию личности, то есть осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения [11].

          А.М. Митина ставит проблему соотношения личностного, профессионального и социального самоопределений. Она говорит о преобладающей роли социальных ориентиров при самоопределении, о том, что выбор профессии является лишь средством для достижения желаемого образа жизни, а не его существенной частью. Такое смещение ориентиров связано с  неопределенностью ценностных представлений о самой профессии. 

          Описывая социальное самоопределение у старших подростков, Гинзбург пишет о том, что стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда, сколько в том, каким быть, т.е. выбор профессии зависит от желаемого образа жизни.