Использование информационных технологий в анализе, прогнозировании временных рядов и принятии управленческих решений, страница 26

Как видно по рисункам 3 и 8, динамика доли единиц оборудования, выведенного из эксплуатации в общем объеме оборудования (Х3), по своему поведению очень схожа с динамикой величины внеоборотных активов предприятия СОАО  «Гомелькабель» (У). Здесь так же только одна точка (в мае 2004г.) выходит за пределы верхнего контрольного предела. 22 точки находится ниже центральной линии, а, следовательно, их значения ниже среднего. С одной стороны это хорошо, т.к. это может говорить о том, что оборудование на предприятии работает хорошо и редко ломается. Но, с другой стороны, проведя анализ динамики объема реализации, можно сделать вывод, что на предприятии работает старое оборудование, выпускающее неконкурентоспособную продукцию и то, что его не выводят из эксплуатации, приводит к снижению величины коэффициента обновления внеоборотных активов. Следовательно, доля единиц оборудования, выведенного из эксплуатации в общем объеме оборудования (Х3), оказывает достаточно большое влияние на коэффициент обновления внеоборотных активов предприятия (У).

В заключение проделанной работы можно сделать следующие выводы: в результате анализа величины коэффициента обновления внеоборотных активов предприятии и влияющих на нее факторов было выявлено, что наибольшее влияние оказывает доля единиц оборудования, выведенного из эксплуатации в общем объеме оборудования (Х3). Выявилась четкая тенденция, что при увеличении значения доли единиц оборудования, выведенного из эксплуатации в общем объеме оборудования (Х3) увеличивается значение коэффициента обновления внеоборотных активов предприятия. Так же достаточно большое влияние на коэффициент обновления внеоборотных активов (У) оказывает объем реализации продукции (Х1). При увеличении объема реализации продукции происходит увеличение значения коэффициента обновления внеоборотных активов.

Так как на предприятии СОАО «Гомелькабель» с каждым годом снижается коэффициент обновления внеоборотных активов, и снижаются объемы реализации продукции можно предложить провести следующие мероприятия:

·  заменить полностью устаревшее морально и физически оборудование на новое;

·  провести модернизацию оборудования там, где это необходимо;

·  освоить выпуск новой продукции, пользующейся большим спросом, и закупить необходимое для этого оборудование.


Приложение 4

Анализ использования производственной мощности предприятия.

Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявлении и оценке резервов производства. 

От уровня материально-технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности объем выпуска продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и т.д.

Если производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в общей их сумме, росту себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению прибыли. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие изменения произошли в производственной мощности предприятия, насколько полно она используется и как это влияет на себестоимость, прибыль, рентабельность, безубыточный объем продаж, зону безопасности предприятия и другие показатели. Под производственной мощностью предприятия подразумевается максимально возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства. Она может выражаться в человеко-часах, машино-часах или объеме выпуска продукции в натуральном  или стоимостном выражении. Производственная мощность предприятия не может быть постоянной. Она изменяется вместе с совершенствованием техники, технологии и организации производства, стратегией предприятия.