Использование информационных технологий в анализе, прогнозировании временных рядов и принятии управленческих решений, страница 17

В 2006 году наблюдается резкое увеличение прибыли от реализации в течение 2-х кварталов (темпы роста во 2-ом квартале по сравнению с 1-ым кварталом увеличились на 30,1%, а в 3-ем квартале - ешё на 3,4%). Это связано с улучшением качества выпускаемой продукции, следовательно, и увеличением покупательского спроса.  В этот период на предприятии было введено новое более совершенное оборудование, благодаря которому в значительной степени увеличилось качество продукции, её конкурентоспособность.  Однако в 4-ом квартале наблюдается резкое снижение прибыли от реализации на 40% по сравнению с 3-им кварталом. Такое снижение произошло в связи с постоянными перебоями электроэнергии, поломкой компрессора и, следовательно, простоями оборудования и сбоями производства продукции. Также в это время была увеличена цена на электроэнергию.

Далее проведём анализ динамики абсолютных отклонений прибыли от реализации с помощью  графика, представленного на рис. 2.

Из общей картины выпадает 2 периода: 2004 и 2005 года. В данных периодах наблюдаются наибольшие абсолютные отклонения. Темп роста в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 6,6%. Это может быть связано с увеличением стоимости энергоносителей, увеличением затрат на производство, увеличением расходов на реализацию, снижением рентабельности предприятия, снижением покупательского спроса. В 2006 году наблюдается увеличение прибыли от реализации. Темп роста в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 70%. Однако в 4-ом квартале данный показатель резко снизился. Как отмечалось выше, это произошло по причине выхода из строя компрессора и, тем самым, приостановлением производства и выпуска наиболее конкурентоспособной продукции на предприятии.

Следовательно, для преодоления уменьшения прибыли от реализации необходимо совершенствовать работы маркетинговых служб, увеличить качество продукции, заключать договора напрямую с заказчиками, тем самым сократить количество посредников, увеличить ответственность работников.

Проанализируем динамику выручки от реализации с помощью  графика, представленного на рис. 3.

Рис. 3. Динамика абсолютного отклонения выручки от реализации от среднего уровня за 2004-2006 гг.

В 2004 году наблюдаются незначительные отклонения выручки от реализации. Темп роста во 2-ом квартале увеличился  по сравнению со 1-ым на  17,1%, в 3-ем квартале ещё на 7,2%. В 4-ом квартале выручка от реализации снизилась на 24,7%. Это может быть связано с сезонностью.

В 2005 году выручка от реализации в 1-ом  и 2-ом квартале увеличивалась. Темп роста данного фактора во 2-ом квартале увеличился по сравнению с 1-ым кварталом на 9,4%.  Это может быть связано со снижением расходов на реализацию. В 3-ем и 4-ом квартале наблюдается снижение выручки от реализации (темп роста в 3-ем квартале снизился по сравнению со 2-ым на 30,6%, а в 4-ом ещё на 0,7%). Это может быть связано с увеличением стоимости энергоносителей, увеличением затрат на производство, снижением покупательского спроса.

В 2006 году наблюдается увеличение выручки от реализации. Во 2-ом квартале наблюдается снижение данного фактора. Темп роста выручки от реализации во 2-ом квартале снизился по сравнению с 1-ым кварталом на 11,25%, что говорит о снижении покупательского спроса. В 3-ем квартале выручка от реализации резко возрастает. Темп роста данного фактора в 3-ем квартале по сравнению со 2-ым кварталом увеличился на 59,6%.  Это может быть связано с увеличением рентабельности предприятия, изменением ситуации на рынке, ослаблением позиций предприятий-конкурентов на рынке. В 4-ом квартале выручка от реализации резко снижается. Темп роста данного фактора в 4-ом квартале по сравнению с 3-им кварталом снизился на 94,3%.  Данная ситуация также произошла по причине выхода из строя компрессора и, тем самым, приостановлением производства и выпуска наиболее конкурентоспособной продукции на предприятии.

Проведённые исследования изменений на предприятии в данные периоды показали, что эти изменения в наибольшей степени обусловлены изменением покупательского спроса и увеличением расходов на реализацию.