Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения», страница 6

tп=50ºС – рабочая температура подшипника;

Рекомендуемые по таблице 2.68 [2]:

RaD=0,6 мкм – шероховатость поверхности втулки;

Rad=0,4 мкм – шероховатость поверхности вала.

1. Определяется величина среднего удельного давления по формуле (1.1):

 Па;

2. Устанавливаем допускаемую минимальную толщину масляного слоя по зависимости:

[hmin]=k(4RaD +4Rad +)=2(2,4+1,6+2)=12 мкм;

3. Определяем величину Аh по формуле (1.2):

 Н с/м2 при tп=50ºС, так как для смазки используем индустриальное масло марки И-20А.

 рад/сек – угловая скорость вала.

4. По графику на рисунке 5.а , при Ah=0,095 и l/d=0,2/0,15=1,3 определяем Xmin, в нашем случае Xmin=0,3 и Ax=0,51, затем по формуле (1.6) рассчитываем минимальный допускаемый зазор [Smin].

мкм

5. По графику на рисунке 5.б, при Ah=0,095 и l/d=1,3, определяется максимальный относительный эксцентриситет Xmax=0,99, по которому из формулы (1.7) рассчитываем максимальный допускаемый зазор [Smax]:

мкм.

6. Определяем оптимальный зазор по формуле (1.8). При Xopt=0,45 и Aopt=0,535 – по графику на рис 5, а:

мкм.

7. Из таблице зазоров (приложение 3 или табл. 1.47 [2]) по [Smax] и [Smin] выбираем посадку. Для интервала размеров свыше 120 до 180, в который входит размер d=150, рекомендуется посадка Н11/с11, у которой  и . Условия (1.9) и (1.10) выполняется, так как

8. Определяем допуск на износ Tизн по формуле (1.11):

мкм

9.Используя рекомендации ГОСТ 24643-81 (таблицы 2.18, 2.19, 2.20 [1]), нназначаем допуск цилиндричности формы цапфы вала и отверстия вкладыша подшипника скольжения Ø150: Т=0,08 мм для 10-ой степени точности, при нормальной относительной геометрической точности (А) и 11-ом квалитете допуска размера.

10. В графической части строим схему полей допусков с изображением запаса на износ, чертим узел подшипника скольжения и детали с простановкой полей допусков, предельных отклонений и допуска цилиндричности (рис. 6). Предельные отклонения для выбранных посадок определяем по СТ СЭВ 144-75 (табл. 1.27 и 1.28 [2]) для Ø150:

ES=+250 мкм,  EI=0

es=-210 мкм,     ei=-460 мкм.

Фрагмент5

Фрагмент6

Рисунок 6 - Схема полей допусков и обозначение размеров на чертежах узла и деталей подшипника скольжения

3.2 Задача №2. Расчёт вероятности зазора и натяга в переходных посадках.

1. Для заданной переходной посадки рассчитать вероятность получения зазоров и натягов. Начертить кривую нормального распределения с графическим определением вероятности.

2. Дать схему расположения полей допусков с указанием предельных зазоров и натягов.

3. Сравнить расчётные и вероятностные максимальные зазоры и натяги.