Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения», страница 14

3.4.2. Последовательность выполнения расчёта.

1. По ГОСТ 3478-79 (приложение 11) в соответствии с заданным типом подшипника определяются основные размеры подшипника.

2. В зависимости от условий работы подшипникового узла по СТ СЭВ 773-77 определяется вид нагружения колец (табл.4.88 [3] или приложение 12).

3. Для определения посадки циркуляционного нагруженного кольца рассчитывается интенсивность нагрузки на посадочной поверхности:

, где                                                                                         (4.1)

R – радиальная реакция опоры на подшипник, кН;

B, r – ширина и радиус закругления подшипника, м;

КП – динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (приложение 13);

К1 – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом или тонкостенном вале (табл. 4.90 [3]). Для сплошного вала К1=1.

К2 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки на опору (табл. 4.91 [3]). Для радиальных подшипников с одним наружным или внутренним кольцом К2=1.

По величине PR, классу точности подшипника и диаметру циркуляционно-нагруженного кольца из таблицы 4.92 [3] или приложения 14 [1] выбирается рекомендуемое поле допуска и посадочного места.

4. Выбирается поле допуска посадочного места для местно-нагруженного кольца в зависимости от номинального диаметра кольца, типа подшипника и характера нагрузки (табл.4.89 [3] или приложение 15).

5. По СТ СЭВ 144-77 (табл.4.82 и 4.83 [3] или приложения 16 и17) определяются предельные отклонения диаметров внутреннего и наружного колец подшипника (dm и Dm).

6. По СТ СЭВ 144-75 (табл. 1.28, 1.29, 1.36 и 1.37 [2]) определяются предельные отклонения диаметров посадочных мест вала и корпуса согласно выбранным полям допусков внутреннего и наружного колец подшипника.

7. Ограничиваются отклонения формы и расположения посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса. Для ограничения отклонений формы назначается допуск цилиндричности, который зависит от класса точности подшипника:

для 0 и 6 класса точности – допуск цилиндричности цапфы вала и отверстия корпуса не более ¼ допуска размера диаметра;

для 5 и 6 класса точности – допуск цилиндричности не более 1/8  допуска размера диаметра.

8. По табл. 4.95 [2] или приложению 18 назначается шероховатость посадочных поверхностей.

3.4.3. Пример выполнения.

Исходные данные:

Номер подшипника 46330;

Класс точности подшипника 6;

Радиальная реакция опоры на подшипник R=10 кН;

Динамический коэффициент посадки КП=1,8;

Вращается сплошной вал.

1. По ГОСТ 3478-79 (приложение 11) определяем основные размеры подшипника 46330: радиально-упорный шарикоподшипник; однорядный имеет диаметр отверстия внутреннего кольца d=150 мм; диаметр наружного кольца – D=320 мм; ширина подшипника B=65 мм; радиус закругления r=5 мм.

2. По СТ СЭВ 773-77 (приложение 12) определяем вид нагружения колец, так как вращается вал с постоянной радиальной нагрузкой, то внутренне кольцо испытывает циркуляционное нагружение.

Наружное кольцо неподвижно, следовательно, оно подвергается местному нагружению.

3. Для внутреннего циркуляционно-нагруженного кольца рассчитывается интенсивность нагрузки на поверхность цапфы вала по формуле (4.1):

 кН/м

где R=10 кН;    В=65 мм;        r=5 мм;           Кп=1,8;           К1=1;              К2=1.

По PR=327 кН/м для подшипника 6 класса точности с диаметром внутреннего кольца –        d=150 мм  по приложении 14 выбираем посадку для внутреннего циркуляционно-нагруженного кольца – Ø150L6/k6, где L6 – поле допуска диаметра отверстия внутреннего посадочного кольца подшипника, а k6 – поле допуска посадочной поверхности цапфы вала.