Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Эксплуатация пропульсивного комплекса", страница 7

6. Практическое занятие № 6.

Тема: «Расчеты экономической эффективности своевременной очистки подводной части судна и ее окраски современными красителями».

6.1. Теоретическая часть.

Эксплуатационная шероховатость корпуса судна приводит к потере скорости его хода. Снижение скорости приводит к убыткам из-за снижения провозной способности транспорта. В случае, если судно стоит на линии и для него устанавливается жесткое расписание, то для поддержания заданной скорости с ростом эксплуатационной шероховатости требуется увеличение относительной мощности ГД. Увеличение относительной мощности ГД приводит к перерасходу топлива. В обоих случаях снижается экономическая эффективность транспорта. Для поддержания судов в надлежащем техническом состоянии их надо периодически доковать. В доках суда очищают от обрастателей и коррозии, а затем красят. При покраске обычными красителями (на основе этинолевых лаков) суда сохраняют гладкий корпус относительно не долго. Периодичность докования при этом не большая- 12 – 24 месяца. В 80-е годы появились новые красители, обладающие большими преимуществами перед старыми. Эти преимущества многоплановые и заключаются в следующем: во-первых, их можно наносить толстым слоем, что дает огромный выигрыш во времени ( старые покрытия нельзя было наносить толстым слоем, что требовало применять технологию многослойных покрытий с обязательной выдержкой по времени между слоями); во-вторых, новые покрытия самополирующиеся, что позволяет сохранить гладкость корпуса в течение всего срока службы красителя; в-третьих, в новых покрытиях применены более эффективные биоциды, которые не дают обрастателям заселить поверхность корпуса судна до 60-ти месяцев. К таким покрытиям относится покрытие типа СПС. В процессе эксплуатации судов с покрытием СПС была установлена средняя скорость его истирания, которая составила около 8-ми мкМ в месяц.

6.2. Задание на ПЗ №6.

Дано: тип судна - танкер водоизмещением Д = 250000т; LПП = 491,3м; В = 49,13м;

Т = 12,0и; α = 0,92; β = 0,97; γ = 0,93; δ = 0,83; АВТ = 78,5м2; стоит на линии протяженностью S = 5000миль; скорость судна с гладким корпусом VГК = 15,5узлов при относительной нагрузке на ГД eГД = 75%; скорость судна при тех же условиях, но через год эксплуатации VШ = 13,7узла; для поддержания заданной скорости 15,5 узлов требуется увеличить мощность ГД на 24%; номинальная мощность ГД NеГД Н = 100,6тыс.кВт; часовой расход топлива при номинальной нагрузке geН = 0,07кг/кВт*час; при нагрузке 75% -

ge75 = 0,073кг/кВт*час; цена топлива Ц = 300дол/т; нормы расхода красок и цены на них взять из ПЗ № 5; площадь смоченной поверхности рассчитать по (5)

Определить: экономическую эффективность новых красителей.

6.3. Порядок выполнения ПЗ №6.

6.3.1. Рассчитать tX при скорости 15,5узлов.

6.3.2. Определить продолжительность рейсооборота tPO = 2(tX + tCT); tCT = 5сут.

6.3.3. Рассчитать число рейсооборотов за 1 год.

6.3.4. Рассчитать те же параметры при скорости 13,7узл.

6.3.5. Рассчитать потерю груза из-за снижения скорости.

6.3.6. Рассчитать расход топлива при нагрузке на ГД в 75% и 99%.

6.3.7. Рассчитать перерасход топлива в натуральном и стоимостном выражениях.

6.3.8. Рассчитать площадь смоченной поверхности танкера.

6.3.9. Рассчитать расход обычных красителей в натуральном и стоимостном выражениях.

6.3.10. Рассчитать расход покрытия СПС в натуральном и стоимостном выражениях, исходя из нормы расхода 100мЛ/м2 (на 1 год службы)

6.3.11. Определить экономическую эффективность применения покрытия СПС.

7. Практическое занятие № 7.

Тема: «Определение характеристик технологической шероховатости поверхностей лопастей гребных винтов».