Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Эксплуатация пропульсивного комплекса", страница 4

  Порядок выполнения практического занятия № 2.

2.3.1. Студенты во время занятия выполняют расчеты по пяти типам судов по указанию преподавателя. По оставшимся пяти типам выполняют студенты, которых на занятие не было.

2.3.2. Сначала студенты выполняют расчеты по (6) или (7) с тем, чтобы заполнить недостающие в таблице 3 данные.

2.3.3. Затем студенты рассчитывают смоченную поверхность по (5).

2.3.4. Результаты расчетов студенты показывают преподавателю для защиты         ПЗ № 2.

3. Практическое занятие № 3.

Тема: «Расчёты характеристик эксплуатационной шероховатости подводной части корпуса судна в зависимости от режимов эксплуатации».

3.1. Теоретическая часть.

Эксплуатационная шероховатость подводной части корпуса судна появляется и развивается по целому ряду причин. Во-первых, во время эксплуатации судна под воздействием различных факторов разрушается защитное покрытие корпуса. Это разрушение идёт не равномерно, результатом чего является шероховатость в местах с очаговым разрушением краски. Во-вторых, в местах, где защитное покрытие разрушилось, начинается процесс коррозии и эрозии металла корпуса. В-третьих, по мере выщелачивания ядовитых соединений в антиобрастающем слое краски, возникает обрастание растительными и животными обрастателями. В-четвёртых, происходит невозвратное изменение формы подводной части корпуса за счёт деформации обшивки между шпангоутами (гофрировка корпуса). Эксплуатационная шероховатость характеризуется относительной площадью поражения подводной части судна () и высотным параметром (RA). Эксплуатационная шероховатость является основной причиной снижения скорости судна и вызывает необходимость повышать эксплуатационную мощность ГД для поддержания заданной скорости. Характеристики эксплуатационной шероховатости могут быть приближенно рассчитаны по эмпирическим зависимостям:

Зависимость RA от времени стоянки в тропической зоне или летом в умеренной зоне

RA = 0.011*tCT                                    (8)

где RA – высота слоя обрастателей, мм,

       tCT – стояночное время, сут.

Зависимость (8) применима для tCT<50суток подряд.

Зависимость RA от времени плавания в тропической зоне или летом в умеренной зоне

RA = 0,16*tЭ – 0,00062* tЭ2                  (9)

где  tЭ – время плавания, сут.

Зависимость (9) приемлема для tЭ<150 сут.

Относительная площадь покрытия корпуса эксплуатационной шероховатостью для аналогичных условий в (8 и 9) будет:

 = 0.028            (10)

 = 0,16Э – 0,00044Э                      (11)

При плавании зимой в умеренной зоне или летом в приполярных районах происходит самоочищение корпуса от воздействия низких температур и очищения льдами.

RA = 20 – 0,00062* tПП2 – 0,058* tПП        (12)

 = 60 – 0,00064* tПП2 – 0,32* tПП            (13)

где tПП – время приполярного плавания, сут.

3.2 Задание на практическое занятие № 3.

Рассчитать характеристики эксплуатационной шероховатости в зависимости от режимов эксплуатации. Исходные данные для расчетов приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Исходные данные для ПЗ № 3.

№№

ПП

Лето или тропики

Приполярное

tСТ, сут

tЭ

tПП

1

        2

  3

       4

1

10

30

20

2

20

40

30

3

30

50

40

4

40

60

50

5

50

70

60

6

50

80

60

7

40

90

50

8

30

100

40

9

20

110

30

10

10

100

20