Введение в экономику труда. Нерыночные факторы регулирования рынка труда. Инвестиции в человеческий капитал. Воздействие государства на спрос и предложение труда, страница 16

Воздействие государства на спрос и предложение труда

Меры регулирования рынка труда:

§  Прямые меры регулирования рынка труда – законодательная база, включающая не только оплату труда и условия труда, но и пакет законов о профсоюзах, о проведении забастовок, о решении споров трудовых коллективов.

В конституции отражено положение, запрещающее разграничение между мужчинами и женщинами, ограничительные меры, квотирование.

§  Экономические меры – налогообложение предприятий и определенных граждан, выплата трансфертов и субсидий, занятость и оплата труда в общественном секторе.

Существуют три основных вида налогов на труд:

§  Подоходный налог

§  Отчисления на социальное страхование, осуществляемые работодателями

§  Отчисления на социальное страхование, осуществляемые работниками

Эти налоги можно объединить, так как все они либо уменьшают чистый доход работника и это уменьшает предложение труда, либо увеличивает затраты на труд, а это снижает спрос на труд. Налоги на труд особенно велики в Европе ® высокий уровень безработицы. Иногда налоги дополняют налоговыми изъятиями: во Франции издержки на труд включают пособия по безработице, национальное медицинское страхование, пенсии, страхование от потери трудоспособности, различные фонды солидарности, включающие строительство жилья для малообеспеченных, специальные программы переквалификации и т.д. И все эти издержки увеличивают совокупные затраты фирм на труд.

Пусть tF – налог на фонд заработной платы, уплачиваемый работодателем, w – заработная плата до уплаты налога, wr – реальная заработная плата, tm – средняя ставка личного подоходного налога, tw – ставка налога, уплачиваемая работником на социальное страхование.

wr = (1–tw)(1–tm)w реальная заработная плата работника, после уплаты налогов. В то же время стоимость затраченного труда для фирмы составляет: wF = (1+tF)w. С учетом реальной заработной платы можем записать:

\

               Величина  называется ”налоговым клином”. Увеличение данного показателя ведет к снижению спроса на труд.

Высокие ставки налогов на труд делают выгодным занятость в теневой экономике или получение дополнительного дохода в виде отгулов и отпусков.

Индивидуальные трансферты и субсидии являются, по сути, приращением денежного дохода и приводят к снижению индивидуального предложения труда. Разница между трансфертами и субсидиями в том, что субсидии имеют целевые назначения (растет товарный спрос, следовательно, растет спрос на труд, в соответствующих отраслях), трансферты выплачиваются отдельным категориям, поэтому их увеличение будет связано с удовлетворением запросов определенных категорий населения (мы можем спрогнозировать, в каких отраслях спрос увеличится).

Последствия введения фирмам субсидий найма и занятости

Эффект субсидий на занятость труда связан с различной величиной эластичности спроса и предложения.

 

Субсидии найма приведут к одновременному росту занятости и З/П.

При неэластичном предложении труда З/П растет, а занятость не изменяется.

   w                                                                  _D_

 wo                                                   SL

                                          DL              D*L

                  Lo                          L1                            L

 

  w                                                                    _C_

                                                     SL

                                DL

                                                                         L

 
 

 


При неэластичном спросе на труд субсидии никак не скажутся на занятости и З/П.

При абсолютно эластичном предложении труда эффект занятости максимальный.

               Государственные меры: