Введение в экономику труда. Нерыночные факторы регулирования рынка труда. Инвестиции в человеческий капитал. Воздействие государства на спрос и предложение труда, страница 13

Второй тип обучения – специализированное обучение на рабочем месте. Работник в этом случае приобретает специфический человеческий капитал, который может быть востребован только одной фирмой (исходим из того, что у каждой фирмы своя специфика).

               В этом случае риск для работодателя, что работник уйдет отсутствует, поэтому наниматель готов сам частично нести расходы на обучение.

 w1, MRPL

                                                        p

w1 =MRP^L

w*1=MRP*L                

            wo              Z

                                           1                          2                     t

               Половину издержек на обучение – Z берет на себя работодатель.

               Первоначальная заработная плата wo меньше рыночного уровня w*, поскольку работодатель частично оплачивает обучение, после которого заработная плата работника возрастает до уровня w1.

               p – доход нанимателя от каждого обученного работника.

               Для специализированного обучения должны выполняться условия: wo = MRP*L – qZ, w* < w1 < MRP^L, 0 < q < 1 – показывает, какую часть издержек берет на себя работодатель. По итогам обучения растет заработная плата работника, но и работодатель начнет компенсировать свои расходы. Для нанимателя важно, чтобы период обучения длился как можно дольше.

Оценка вложений в человеческий капитал со стороны общества

               Альтернативные издержки – издержки возникающие из-за того, что человек не работал, а учился.

                              Общество                             Индивид

   Выгоды      прямые доходы в производстве                         заработная  плата

                                    +  неденежные выгоды                                +  неденежные выгоды

                                    + положительные экстерналии             

       

                                                                                                         прямые издержки на обучение

 Издержки          производственные потери                        + альтернативные издержки

                                     + издержки на образование                      + моральные издержки

                                                                                                          - грант на обучение

               За счет налогообложения заработной платы государство компенсирует затраты на образование.

Рост заработной платы квалифицированных работников для общества отражается в увеличении выгод.

w* - заработная плата до вычета налогов,    t – средняя ставка налогообложения, w = w*(1-t) – чистая заработная плата после вычета налогов.

               Индивид будет осуществлять инвестирование в образование до тех пор, пока будет выполняться следующее соотношение:

,

где t(s), t(m) – ставки налогов для более высокого и более низкого уровня образования t(s) > t(m).

      k – прямые издержки в образовании индивида.

      r – ставка процента.

Государство в лице правительства содействует интересам общества и рассчитывает отдачу от образования общества. Его цель – обеспечить такой уровень образования, который создает наибольший чистый продукт для общества.

С позиции общества образование выгодно, если чистый прирост богатства больше издержек, то есть:

               Для государства важны и другие последствия образования, которые можно назвать положительными экстерналиями. Примерами положительных экстерналий могут служить размещение производства вблизи научных центров. Роберт Лукас подсчитал, что эластичность выпуска в США по отношению к внешнему эффекту человеческого капитала составляет 0.4, то есть рост позитивного внешнего эффекта от человеческого капитала на 10% ведет к росту выпуска на 4%.

               Пусть g – расходы на одного студента (прямые расходы правительства), тогда:

               Игнорируя неденежные факторы, государство решает об инвестировании в образование исходя из следующего соотношения: