Философия Нового Времени, страница 7

Джордж Беркли (1685-1753) сделал из концепции Локка субъективно-идеалистические выводы. Действите.тьно, если чувственно-воспринимаемые вещи за вычетом чувственного содержания оказываются пустым звуком, то почему бы не отбросить допущение, касающееся их существования, вообще? Беркли отказывается от подразделения качеств на первичные и вторичные (все качества — вторичные) и отождествляет свойства вещи с ощущениями этих свойств. Ощущения — это единственная реальность; существовать — значит, быть воспринимаемым. В конечном счете вещи воспринимаются Богом и значит воспринимаются всегда. Действительно, что такое яблоко, как ни сумма вкусовых, цветовых, обонятельных и прочих ощущений? На каком основании мы обязаны верить, будто "по ту сторону'' этих ощущений есть еще нечто такое, что на них похоже, но тем не менее от них отличается? Почему мы должны удваивать мир9 И Беркли отказывается от понятия материи как излишнего.

Дэйвид Юм (1711-1776) окончательно сузил категорию "опыт", привел понятие научного опыта к абсурду: если всякое наз'чное познание совершается посредством установления причинных связей, то опыт не может служить источником знания, поскольку в опыте невозможно открыть причинной связи. Представления не содержатся одно в другом: в молнии нельзя увидеть причину грома, а в громе нельзя услышать следствие молнии. Причинно-следственная связь домысливается, придумывается нами, однако не "открывается" в опыте. Оказывается, наука невозможна! Методология научного знания столкнулась с крайней формой философского скептицизма и вышла из этого затруднительного положения лишь после трудов И. Канта. — См. § 4.12. у 230 т Прочитайте Главу 2 "О вероятности и об идее причины и действия" из "Трактата о человеческой природе" Д.Юма [49. С. 141-147]. Обязательно перескажите кому-нибудь содержание этого замечательного фрагмента.

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Просвещение — это антифеодальная, антиклерикальная, буржуазно-демократическая идеология, к которой и восходит, в главных чертах, идеология современного "западного" общества.

Просветительские идеи зародились в Англии в XVII в., прежде всего, в трудах Дж. Локка, но сложились в законченную систему в XVIII в. во Франции. (Впрочем, рационализм, свободомыслие, уважение к правам человека, составляющие ядро мировоззрения просветит лей, берут начало в глубокой древности).

Первыми французскими просветителями стали Ш. Монтескье (1689-1775) и Вольтер (1694-1778), познакомившие народ своей страны с эмпиризмом Бэкона и сенсуализмом Локка, с физикой Ньютона, с теорией разделения властей (оппозиционной по отношению к господствовавшему тогда во Франции абсолютизму), восходящей к Локку, со множеством прогрессивных общественно-политических идей.

Затем выступила целая плеяда блистательных мыслителей. Э.Руссо, резко выступавший против имущественного и социально-политического неравенства, обосновывавший право народа на свержение антинародной власти и, пожалуй, первым систематически исследовавший роль частной собственности в эволюции общества. Э.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах, полностью отвергавшие церковь и религию. А.Тюрго и М.Ж. Кондрорсе, разработавшие теорию общест­венного прогресса. Между философами эпохи Просвещения имелось немало различий: одни были атеистами, другие — деистами; одни рассматривали научно-технический прогресс как безусловную ценность, другие относились к нему скептически; одни придавали основное значение в развитии общества естественно-природным факторам, а другие — социально-экономическим. Но всем просветителям были присущи: вера в практически безграничные возможности разума, неприятие деспотизма, отрицательное отношение к умозрительной метафизике (хотя до конца преодолеть умозрительность им, конечно, не удалось, поскольку науки об обществе в те времена еще только зарождались).

Французское Просвещение оказало исключительно большое влияние на культуру соседних стран.