Философия Нового Времени, страница 6

Поскольку сущность тела —в протяженности, а протяженность не имеет никакой внутренней активности, никакой самости, то тела не могут двигаться сами, и движение может быть только чисто внешним, то есть механическим. Тела не тяжелы, а только косны, инертны. Из данного положения умозрительно выводится закон движения: вещь продолжает пребывать в одном и том же состоянии и изменяет его не иначе, как от встречи с другими вещами.

В теории Декарта легко обнаруживаются слабые места.

1. Сотворенные, конечные субстанции (дух и материя) — это, конечно, уже не настоящие субстанции, а всего лишь креатуры.

2. Доказательство возможности достоверного познания содержит в себе круг и, таким образом, является логически ошибочным: существование внешнего мира удостоверяется через присутствие в сознании идеи о Боге, а объективность идеи — ссылкой на реальное существование Бога.

3. Факт существования человека противоречит учению о двух субстанциях. Сложение субстанций не объясняет неделимости человека. Единство испытывается чувством, но не выражено в ясном понятии. Жизнь, как и познание, превращается в неразрешимую загадку.

4. Осталось непонятным, как могут существовать корпускулы, если вещество-пространство делимо до бесконечности. Откуда в однородной материи-пространстве берется неоднородность (вещество и отсутствие вещества)?

5. Допущено множество умозрительных, неправомерных отождествлений, например, материи с протяженностью, мышления с непротяженностью, движения с механическим движением и т.п.

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ: ГОББС, ЛОКК, БЕРКЛИ, ЮМ

Пожалуй, центральной категорией английской философской традиции, как классической, так и современной, является "опыт». Родоначальник эмпиризма Ф.Бэког прямо указал на опыт как на единственный источник достоверного знания, противопоставив его умозрительному философствованию исуеверию и признав — в духе концепции двойственной истины — сверхъестественное научно не познаваемым. Бэкона с линией, идущей от Галилея и Декарта. Учение Гоббс а — классический образец механистического материализма. Привода представляется совокупностью физических тел, обладающих п] отя-женностью, величиной, фигурой, движением (вспомните физику Декарта). Идеи — это всего лишь "фантомы" тел, субъективные образы (объективны лишь названные геометрические характеристики) Но благодаря языку мышление способно к объективному отражс л-ио внешнего мира.

Суть номиналистической теории языка, разработанной Гоббсо t, состоит в следующем. В ответна воздействие единичных вещейв сознании человека возникает смутный психический образ. Этот образ может оказаться связанным со столь же мимолетным мысленным словом-меткой. Затем слово, у же высказанное в ходе общения с другими людьми, все более прочно стастается с определенным содержанием и, таким образом, превращаетсяв слово-знак. Общие понятия, например, "заяц" оказываются лишь именами имен. Гоббс выступил против понятия субстанции, увидев в нем ложное обобщение: на самом деле существуют лишь еди­ничные вещи, материальные тела, ане некая "материя".

Продолжателем линии Бэкона и Гоббса стал Джон Локк (1632-1704). Как и его предшественники, он отрицал существование врожденных идей и считал, что все знание происходит из опыта. Однако Локк уже детально разрабатывает сенсуалистическую теорию познания (см. § 4.8) и, в частности, учение о первичных и вторичных качествах, восходящее к Галилею.

Первичные качества — это свойства самих вещей: протяженность, фигура, количественные характеристики, движение и т.п. Вторичные качества — это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами самих вещей, хотя и имеющие в них основание: цвет, вкус, запах, звучание и т.п.

Локк сузил категорию опыта до чувственного опыта, до восприятия. Сущность вещей самих по себе остается неизвестной, однако это обстоятельство не делает мир непознаваемым, а наши мысли — лож-

ными, если они каким-то образом сообразуются с действительностью (сравните: цвет и длина световой волны). Локк находится на позициях концептуализма (см. § 4.4). Но, как Вы помните, такая позиция не вполне последовательна.