Философия Нового Времени, страница 4

опыта) получено прямо из опыта? Нет! Вот на это-то противоречие в концепции Бэкона и обратил внимание Декарт.

НАУЧНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОГРАММА Р. ДЕКАРТА

Вы уже знакомы с трудами Рене Декарта (1596-1650). Знакомы с важнейшими философскими понятиями, восходящими к его учению, такими как "субстанция", "материя", "сознание", "субъект", "объект".

Декарт, чьи годы творчества прошли в Голландии, является основоположником рационалистического направления в философии нового времени. Рационализм в узком смысле слова (от лат. "рацио" — "разум") — это философское направление, представители которого признают разум основой познания и поведения, часто преувеличивают значение отвлеченного мышления и преуменьшают значение чувственного познания и практики. С одной стороны, рационализм противостоит иррационализму, утверждающему, будто мир алогичен, противоразумен, непознаваем средствами разума. С другой, — классический рационализм XVII-XIX вв. ведет спор с сенсуализмом и эмпиризмом. Сенсуализм (от лат. "сенсус" — "чувства", "ощущения") — это философское направление, представители которого признают чувственный опыт основной формой познания, стремятся вывести все содержание знания из деятельности органов чувств и часто недооценивают роль теоретического мышления. Сенсуализм близок к эмпиризму.

В современной философии рационализм понимается гораздо шире, чем в классической. Так, К.Поппер определяет рационализм как позицию того, кто стремится решать проблемы посредством обращения к разуму и опыту, а не к эмоци­ям и страстям. Именно так трактуется рационализм и в данном учебнике. В принципе, рационализму присущи также такие черты, как ориентация на практический результат, стремление к принятию сбалансированных решений, связь с демократическим движением. Вместе с тем, элементы рационализма имеются и в фашистской идеологии.

Как и Бэкон, Декарт выступает с критикой предшествующей философии, прежде всего, схоластической, но, в отличие от него, o6ращается не к эмпирическому опыту, а к теоретическому разуму, к самосознанию. Декарт убежден, что в основе развития науки лежит совершенствование аналитических приемов познавательной деятельности, и формулирует четыре правила метода научного познания.

1.  Принимать за истинное только очевидное, то есть никогда не принимать за истинное ничего, что не представляется уму ясно и отчетливо и что может дать повод к сомнению; избегать поспешности и предубеждения.

2. Дробить целое на части.

3. Изучение начинать с простейшего и мельчайшего и восходить мало-помалу до познания наиболее сложных предметов.

4. Ничего не упускать, делать всеохватывающие обзоры.

Основанием единой системы научных знаний должно стать, по мнению Декарта, наиболее очевидное, достоверное утверждение. Но где оно, достоверное?! Мы обнаруживаем способность к заблуждению, во-первых, в чувствах, во-вторых, в рассудке, в-третьих, в происхождении (не создал ли Бог нас такими, чтобы мы всегда заблуждались?). Сомневаемся во всем. Сомнение — это состояние раздвоения, когда мыслящий дух отрывается, отчуждается, освобождается от всего мыслимого содержания. Радикальное сомнение выступает в качестве отрицательного начала философии.

Однако философское сомнение — это не неизвестность, а известность неизвестности. Таким образом, посредством сомнения мышление освобождается от всех данных опыта, от всего содержания и входит в себя, становится известным самому себе. От бытия осталось только мыслящее бытие. "Мыслю — существую", — вот оно, утверждение, в котором невозможно сомневаться! Это и есть то интуитивное, самоочевидное знание, на котором можно выстроить всю систему знаний, положительное начало философии.

Далее, Декарт вводит понятия "субстанция" и "атрибут".

После устранения всего конкретного содержания мышление больше уже не относится ни к чему, кроме самого себя (ни к миру, ни к дереву). И в этом смысле оно рассматривается Декартом в качестве самостоятельного начала, не нуждающегося ни в чем ином, то есть в качестве субстанции. Как Вы помните, под мышлением Декарт понимает всю сферу духовного (волю, восприятия, ощущения), поскольку всюду присутствует "Я мыслю, что…". Для того чтобы определить нечто, необходимо указать его существенный признак, или атрибут. Что же является атрибутом духовной субстанции? — Бытие-в-себе, непротяженность, мышление.