Философия Нового Времени, страница 2

Идеи Николая Кузанского оказали огромное влияние на Н. Коперника, Дж. Бруно, Г.Галилея, в частности, способствовали обоснованию гелиоцентрической системы. Ведь поскольку у Вселенной нет центра и фиксированных полюсов, то, значит, нет и привилегированной точки наблюдения. Вся астрономия может оказаться ошибочной. Во всяком случае и геоцентрическая система, и гелиоцентрическая имеют равные права на существование, и выбор в пользу одной из них всецело определяется ее "практической" способностью описывать и предсказывать движение небесных тел. Исходя из концепции Николая Кузанского, Галилей открыл закон свободного падения тел, закон инерции, сформулировал принцип относительности движения.

Николай Кузанский уравнял в правах приблизительное знание с I точным (ведь то, что кажется нам точным, например, 2+2=4. с точки зрения бесконечности таковым не является; в уме Бога три равно и пяти, и двум), а, значит, опыт — с теорией, экспериментальную физику — с математикой.

Вы, конечно, помните о споре между Платоном и Аристотелем по вопросам, касающимся предмета науки (см. §3.11). Платон рассматривал в качестве такового предмета некий идеальный мир, а Аристотель

— чувственно-материальный космос, природу. При этом оба не верили в применимость математики к исследованию природы, в существование каких-либо математически точных физических законов. Выходило, что- либо наука подлежит математизации, но тогда не имеет отношения к природе, либо способна исследовать природу, но тогда не подлежит математизации. Теперь же Галилей решился соединить физику как науку о движении тел с математикой как наукой об идеальных объектах и, таким образом, заложил фундамент классической механики и вообще всего экспериментально-математического естествознания. Результаты не заставили себя долго ждать: были открыты первые физические законы.

И все же на каком основании Галилей свел реальное, физическое бытие вещей к математическим, геометрическим абстракциям? Увы, сам Галилей не объяснил того, что совершил, не дал философского обоснования новому пониманию науки и ее предмета, не построил целостной картины мира. Все это предстояло сделать Р. Декарту. Вот почему именно Р. Декарт, наряду с Ф. Бэконом, считается ро­доначальником философии нового времени.

У философии Нового времени (XVII-XIX bb.) есть особенности, отличающие ее и от античной философии, и от средневековой, и о г современной.

Во-первых, исключительно глубокая связь с наукой, а не с религией, не с искусством, не с политической идеологией. Наука выступает и в качестве основного предмета философских исследований, и в качестве образца для подражания, для построения системы философских знаний, и в качестве движущей силы развития философии.

Во-вторых, ориентация на экспериментально-математическое естествознание, в первую очередь на механику. Большинство ученых и философов XVII-XVIII вв. убеждено, что все природные (и даже социальные!) явления подчинены законам механики, что весь мир представляет собой не организм, как думали неоплатоники (в частности, мыслители эпохи Возрождения), а гигантскую машину, механизм, созданный Богом. Огромную популярность завоевывает атомистическое учение, пытающееся свести содержание любого явления к движению "атомов", мельчайших частиц вещества.

В-третьих, разработка преимущественно гносеологической проблематики, а не онтологической.

В-четвертых, культ Разума, рационального познания и рационального поведения. Господство идеалов Просвещения, то есть антифеодальной, антиклерикальной, буржуазно-демократической идеологии.

В-пятых, стремление к созданию всеобъемлющих философских систем.

Отметим наиболее важные факторы возникновения и становления философии нового времени.

1. Развитие капитализма, демократизация и рационализация всех сторон жизни; буржуазные революции XVI-XIX bb.

2.  Великие географические открытия: открытие Америки (1492), первое кругосветное путешествие (1520-1522) и др.