Философия Нового Времени, страница 5

Затем Декарт вводит понятие об абстрактной, формальной противоположности духа и конкретизирует ее как материю. Если атрибутом духа является бытие-в-себе, то атрибутом материи должно стать бытие-вне-себя. А что же это такое, как ни протяженность?!

Здесь учение Декарта распадается на две части: на метафизику, или учение о мыслящей субстанции, и физику, или учение о протяженной субстанции. Все метафизическое знание должно быть выведено из основоположения "Дух есть вещь мыслящая". А все физическое — из основоположения "Материя есть вещь протяженная".

Каким же образом я могу достичь достоверного знания о существующем вне меня, если мышление так и остается мышлением? Как простая самоизвестность мышления наполняется конкретным содержанием, если субстанции непроницаемы одна для другой, исключают одна другую?

Вот тут-то Декарту и приходится ввести представление о "боге", или бесконечной субстанции, снимающей различия между обеими конечными. Бог является гарантом достоверного знания и источником движения материи. Но как доказать существование Бога? Декарт разрабатывает новый вариант онтологического доказательства. Я — субстанция конечная. Я не встречаю ничего бесконечного в опыте. Тем не менее, у меня есть идея о бесконечном. Откуда же она взялась в моем сознании? Очевидно, идея бесконечности вложена в меня Богом. Само наличие в моем сознании идеи бесконечной субстанции является доказательством того, что такая субстанция действительно существует вне меня. Есть у человека и другие врожденные идеи помимо идеи Бога: идеи чисел и фигур, идея "из ничего ничего не происходит", идея "если к равным величинам прибавить равные, то полученные в итоге величины также будут равными" и др. Все ясные идеи идут от Бога.

Познание понимается Декартом как процесс активного конструирования предмета познания, а не как пассивное отражение (еще одно частичное сходство во взглядах с Бэконом). Предметы нам не даны. Мы производим их, одновременно производя и себя. Противопоставление субъекта и объекта — акт мышления (предмет становится предметом, когда я отличаю его от себя). Поэтому мир таков, каким его противополагает мышление, а не таков, каким предстает в ощущениях и восприятии.

Таким образом, Декарт стирает различие между наукой и искусством. Он не намерен объяснять вещи, имеющиеся в настоящем мире, а хочет придумать такой, в котором все было бы понятно даже самым грубым умам. Любой вариант равноправен с другими, если пригоден для объяснения опыта. Лишь бы часы, созданные нами и часы, со sданные Богом, показывали одно и то же время. А какое именно средство из бесконечного арсенала возможностей выбрал Бог — неважно. Точно так же люди должны конструировать и историю. Все должно  стать результатом разумной воли людей, а не случая.

Вернемся к физике. Поскольку сущность вещества, материи - бытие-вне-себя, протяженность, то все природные явления должны быть поняты как видоизменения протяженности. Вот как выводятся из протяженности главные качества телесной субстанции — делимость способность к образованию фигур и движение. Все протяженное делимо, следовательно, состоит из частей. Части находятся в определенномотношении одна к другой, следовательно, образуют фигуры. Части спо­собны удаляться и приближаться, следовательно, возможно движение.

Отождествление материи с протяженностью, с геометрическим пространством подвело теоретическую базу под осуществленное Галилеем сближение предметов физики и математики, под введенное им представление об идеальном (математическом) теле.

Декарт упорно пытался вывести все знания о природе чисто умозрительным, логическим  путем из положения "материя есть вещь протяженная". Протяженность — атрибут материи. Следовательно, "пустого" пространства не бывает, оно полностью занято веществом. Поэтому в природе не может существовать никаких бестелесных существ, например, ангелов. Далее, протяжение непрерывно. Следовательно, непрерывна связь явлений, невозможны беспричинные события и за­коны сохранения имеют всеобщий характер. Протяженное всегда делимо. Значит, неделимых атомов не существует.