Философия Нового Времени, страница 10

Г.Гегель (1770-1831), опиравшийся на опыт Канта, Фихте и Шеллинга, а также на важнейшие достижения эпохи Просвещения, предпринял беспрецедентную по масштабам попытку "подвести итог" всей духовной эволюции человечества, обобщить историю права, нравственности, искусства, религии, науки, философии. К началу XIX века представления о закономерном развитии мира и общества, об эволюции в неживой и живой природе, о культурном прогрессе уже прочно утвердились в сознании образованных людей. Наиболее последовательную разработку принцип историзма получил в трудах И.Гердера (1744-1803), оказавшего огромное влияние на научно-философскую мысль Германии, в частности, на Гегеля.

Учение Гегеля служит классическим примером объективно-идеалистической философии. Существующая вне времени и пространства абсолютная идея (так Гегель называет некое духовное первоначало, полноту всего, нечто наподобие аристотелевского "бога") развертывает из себя самой все свое конкретное содержание. На первом этапе абсолютная идея развивается в систему "логических" категорий: бытие, небытие, качество, количество. На втором — "идея" "отпадает", "отчуждается" в инобытие, в природу, чтобы затем познать себя в ином (это "отпадение" осталось у Гегеля необъясненным, загадочным событием). Теперь "идея" развивается внутри природного материала, в результате чего создается видимость эволюции в пространстве и времени, появляются различные ступени совершенства в материальном мире. На третьем этапе дух "просыпается" в человеке и человечестве. Формы религии, нравственности, общественного устройства сменяют друг друга в ходе поступательного развития абсолютной идеи. Гегель представил все прежние философские системы как ступени на пути к "истине": на каждой удерживаются достижения и преодолеваются ограниченности предыдущих. Наконец, в учении Гегеля абсолютная идея осознает самое себя, осознает все, что с нею произошло, и на этом... история философии, духа и вообще мира завершается.

Гегель был верноподданным своего государя и провозгласил Прусскую монархию венцом исторического развития. Благодарность не заставила себя долго ждать: теория Гегеля стала официальной, государственной философией в Пруссии. Тем временем философы, высказывавшие куда более здравые мысли, например, Фейербах, оставались не У дел.

Л.Фейербах (1804-1872) сосредоточил внимание на критике религии. По мнению Фейербаха, религия, возникающая из чувства бессилия перед природой, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире, делает его покорным в ожидании грядущего воздаяния. Но воздаяния не будет. Люди должны активно бороться за счастье. А любовь должна быть направлена не на вымышленные образы, а на других людей: "Человек человеку бог". Именно человека, а не "идею" и не "дух" Фейербах считал подлинным предметом философии. В изменении характера религии (язычество, католицизм, протестантизм) Фейербах усматривал причину смены форм общественного устройства и связывал возможность дальнейшего исторического про­гресса со становлением новой "религии", культа человека, когда люди перестанут верить в потусторонние силы и поймут свое действительное положение в природе.

Современная, или "неклассическая", философия формируется, начиная с середины XIX в. Важнейшими неклассическими направлениями стали позитивизм, представленный трудами французского мыслителя О.Конта и англичан Г.Спенсера и Дж.С. Милля; распространившееся в Германии неокантианство (Г.Коген, В.Виндельбанд, П.Кассирер и др.); марксизм, родоначальниками которого были К.Маркс и Ф.Энгельс; философия жизни, восходящая к Ф.Ницше (1844-1900); экзистенциализм, оформившийся в творчестве датского мыслителя С.Кьеркегора; психоанализ, быстро овладевший вниманием в начале XX века; позже на передний план вышли феноменология, структурализм, аналитическая философия и ряд других направлений (см. Приложение). А сейчас лишь отметим важнейшие особенности современной философии и сравним ее с классической.