Старчество как феномен культуры, страница 9

Таким образом, анализ старчества как культурного феномена выявляет его "космическое значение", сопричастность всей Вселенной, его целостное восприятие мира. Старчество, как явление, принадлежащее миру трансцендентному и раскрывающееся в системе отношений "старец-ученик", можно рассматривать, во-первых, как творчество, "подвиг подлинного самоустроения, художество ваяния и чеканки нашего существа"35, во-вторых, как сотворчество, ведущее к решению индивидуальных и мировых проблем, снятию внутренних и внешних противоречий секуляризованного общества, утверждению гармоничных отношений. Человеческая личность, как "осуществленное подобие Божие"36, становится способной принять на себя ответственность за все события в мире, сформировать чувство взаимной сопричастности. Так в православной традиции решаются проблемы культуры общения, являющейся одним из главных направлений современной гуманитарной науки на фоне глобального кризиса37.

1 Кучмаева И.К. Доклад на конференции "Анализ религиозных систем в конце II тысячелетия".

2 Моль А. Сошюдинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. С. 53.

3 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 93.

4 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 95.

5 Введение к Повести о Петре и Февронии Муромских//Древнерусская литература. М.: Школа-Пресс, 1993,0,201-202.

6 Лествица29;4,2.

7 Добротолюбие. В 5т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т.З. С. 258.

8 Лествииа27;^-6,18.

9 Лествица26- 170.

10 Лествица27;13. С. 218.

11 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 120.

12 Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1970-1995. С. 22.

13 Добротолюбие. В 5т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т.З. С. 293.

14 Житие старца Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. М., 1994. С. 162-163.

15 Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1970-1995. С. 25.

16 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 128.

17 Житие и наставления преп. Амвросия старца Оптинского. М.: Русико, 1996. С. 40.

18 Слова Феофана Затворника, цит. по: Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1970-1995. С. 20.

19 Лествица, ел. 4,23.

20 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 101.

21 Понятие Н. Бердяева "Философия свободы".

22 Евангелие. 11; 27-30.

23 Кругликов В.А. Лекции по феноменологии, читанные в ГАСК в 1999-2000 гг.

24 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 100.

25 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 98-99.

26 По определению Фихте.

21Флоренский П. Столп и Утверждение Истины. В 2т. М.: Правда, 1990.

28 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 112.

29 Булгаков С. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992.

30 Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая Гвардия, 1991.С. 68-69.

31 Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая Гвардия, 1991. С. 61.

32 Добротолюбие. В 5т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 2. С. 745.

33 Лодыженский М.В. Сверхсознание. М.: Братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. С. 421.

34 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М.: МГУ, 1990. С. 38.

35 Флоренский П. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. С. 21.

36 Там же. С. 28.

37 Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. С. 440.