Старчество как феномен культуры, страница 6

- Что есть Истина? - произносит Понтий Пилат и, не дожидаясь ответа на этот вопрос, ставший уже риторическим, пустым, выходит. Пилат в данном случае символизирует всю греко-римскую философию, которая наслаждается самим процессом философствования, но не хочет достигнуть цели, "любит мудрость", но не ищет Истины, потому, что обладание знанием требует "работы"23. Христос же дает ответ на этот вопрос: "Аз есмь Путь, Истина и Жизнь". Философия же вечно ищет истину и свободу вне христианства, но не может ее найти. Н. Бердяев, например, рассматривает свободу как проявление изначального "Ничто", которое якобы существовало прежде Бога, т.е. свобода - это нечто отлргчное от Бога. Христианство же задает вопрос: Как может существовать свобода там, где есть смерть? Смерть уже предполагает насилие и зависимость. По словам старцев, "люди ищут свободы своей", т.е. свободы вне Бога, там, где ее нет. Это происходит во mhoi ом потому, что свобода предполагает ответственность24, ответственность за истинное познание, т.к. обретение свободы в Боге выдвигает к человеку определенные требования. "В благодатной молитве бытийное или опытное познание человеческой свободы чрезвычайно глубоко... Подлинное рабство есть только одно -рабство греху, подлинная свобода есть только одна -воскресение в Боге. Доколе человек не достигнет своего во Христе воскресения, дотоле в нем все искажено страхом смерти, а следовательно и рабством греху"25.

Таким образом, старец является личностью, достигшей абсолютной свободы (насколько это возможно человеку).

Благодаря этому он обладает культуросозидающей способностью, которая выражается в "самособирании" собственной личности (Я) и личности "другого" (не-Я)26, что ведет к онтологической общности бытия (Я = не-Я)27, возможной лишь на основе любви. Абсолютной Любовью, по учению христианских философов и богословов, является Бог. Он обьемлет все свое творение и, давая в определенной мере человеку познать эту Любовь действенно, открывает ему путь к полноте бытия. Воспринимая другого человека как врага, личность выпадает из Божественной полноты, становится урезанной в своем бытии. Старец ощущает весь мир как целостное бытие, включаемое в личное бытие каждого человека, по смыслу второй заповеди: "Возлюби ближнего, как самого себя". При этом все зло, происходящее в мире, воспринимается им как свое собственное. "Каждая человеческая личность-ипостась, созданная по образу абсолютных Божественных Ипостасей, способна вместить в себе полноту всечеловеческого бытия, как каждая Божественная Ипостась является носителем всей полноты Божеского бытия"28. Следствием такого самоощущения старца является его молитва за весь мир и принятие на себя грехов ученика после исповеди. Таким образом, старчество -это явление космического масштаба, в котором снимаются не только внутренние противоречия, но и внешние, происходит единение мира.

Русская философская мысль в целом не восприняла монашество как институт, где происходит формирование индивидуальности, "истинной культуры личности", которая является противоположностью светскому идеалу человека.