Старчество как феномен культуры, страница 4

Старцы существуют уже вне пространства и времени, в вечности. В христианской онтологии вечность и время рассматриваются как два различных образа бытия. Время и пространство - образ тварного бытия, непрестанно творимого Богом из ничего. Вечность - это образ Божественного бытия, к которому не относятся обычные понятия протяжения и последовательности времени. "Вечность - единый, непротяженный, непостижимой полноты акт Божественного бытия, которое, будучи надмирным, непротяженно объемлет все протяженности мира Вечный по существу-Единый Бог. Вечность не есть нечто отвлеченное или отдельно сущее, но сам Бог в Своем бытии"16. Поскольку старцы в Боге, постольку они принадлежат вечности. Из житийной литературы видно, что все старцы периодически переживали этот "опыт вечности", на какое-то время бытийно и реально вводились в вечную жизнь. Это, в частности, является причиной сверхъестественных даров старцев.

Таким образом, старец, непременно обладающий даром "различения духов", может "прозревать" в областях прошлого, настоящего и будущего конкретных людей, целых общин, стран и всего мира, может "прозревать" мысли собеседника, видеть происходящее вдали, исцелять больных, иметь власть над нечистыми духами и изгонять их именем Христовым, как апостолы, может также предсказывать и пророчествовать. В качестве особых даров можно выделить способность "духовного утешения ближних", горячую веру и любовь (как онтологический акт), выше которой, как считается, нет ничего.

Не все старцы в одинаковой степени обладают духовными дарованиями. Это зависит от природных качеств старца, внешних обстоятельств и потребностей времени. Например, в XX веке особенно распространена способность духовного утешения ближних, которую находим в образе Серафима Вырицкого. Обычно бывает так, что кто-то из старцев открыто пророчествует или напоминает человеку его забытые грехи, а кто-то утешает и открывает волю Божью о человеке. Существуют и примеры полноты обладания духовными дарованиями -это преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский, Силуан Афонский и другие.

Высочайшие дары старца связаны с личным смирением; по словам преподобного старца Амвросия Оптинского, "не только можно, но и должно совершенствоваться в смирении, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари"17. Только смирение старца, как глубокое и постоянное духовное состояние, дает возможность бесконечного развития и самосовершенствования.

Святость, бесстрастие и безмолвие являются результатом "самособирания", аскетической работы подвижника над собой и началом старчествования. Только достигший такого "внутреннего устроения" может стать пастырем и руководителем других: "Кто сподобится быть в сем устроении, тот еще здесь, облеченный бренной плотию, бывает храмом живого Бога, Который руководит и наставляет его во всех словах, делах и помыслах, и он, по причине внутреннего просвещения, познает волю Господню, как бы слыша некий глас... Богоявление же является источником других благодатных даров, и первее всего — пламенной любви, по коей они с дерзновением удостоверяют: кто нас разлучит от Бога? (Рим.8,35). А любовь есть подательница пророчества, причина чудотворенмй, бездна просвещения, источник огня Боэюественного... Поелику такое состояние есть плод безмолвия, когда проходят его с разумом, то не все безмолвники оставляются в безмолвии навсегда. Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения, изводятся оттуда на служение ищущим спасения, просвещая, руководя, чудодействуя..."18