Старчество как феномен культуры, страница 2

По учению традиционной христианской антропологии человек является трехсоставным существом, в котором соединены тело-душа-дух, находящиеся в постоянном антагонизме. Смысл "самособирания" заключается в снятии этого противоречия. Душа как образ и подобие Божье считается областью сердца и состоит из трех уровней, соответствующих трем Ипостасям Святой Троицы: ум - Бог-Отец, слово - Иисус Христос, дух -Святой Дух. "Сердечному уму" противопоставлен разум5. Душа сама по себе не имеет способности рефлексии, в этом плане разум является своеобразной точкой опоры, делающей индивида способным к самоанализу. Святость - это особое состояние, при котором в личности духовность человека, его психика и физиология начинают существовать как единое целое. Таким образом возникает гармония внутреннего мира индивида, открывается путь к бесстрастию.

Бесстрастие - результат крайне сложной духовной работы, "борьбы с помыслами и страстями". Это такое состояние, при котором высшее духовное начало в человеке раскрывается полностью, находясь в котором, человек уже абсолютно не зависит от жизни формы, а подчиняется только законам Духа. "Великолепие тверди суть звезды, а украшения бесстрастия - добродетели; ибо бесстрастие <— это>... сердечное небо ума, которое все коварства бесов считает за детские игрушки"6.

Но бесстрастие - это не буддистская нирвана, не равнодушие ко всему, от человека вовсе не требуется, чтобы стремящийся к совершенству обезличивал себя через полное уничтожение своих эмоций и своей индивидуальности. Максим Исповедник полагает, что "хороши бывают и страсти в руках ревнителей о добром и спасительном житии, когда, мудро отторгши их от плотского, употребляем их к стяжанию небесного; именно, когда вожделение соделываем стремительным движением духовного возжелания Божественных благ, сластолюбие - живительным радованием под действием восхищения ума Божественными дарами... Печаль -раскаянием, направленным на испаление настоящего зла, и, коротко сказать, когда страстями этими будем пользоваться к уничтожению или предотвращению настоящего или ожидаемого зла"7. Таким образом, в данном случае понятием "страсть" обозначается некая духовная энергия, которая разумом может быть направлена как на злое, так и на доброе. Бесстрастие -это вовсе не безразличие и пассивность, но перевоспитание и очищение чувств сердца и движений мысли.

Бесстрастие имеет непосредственную связь с безмолвием, так как многие для достижения полного бесстрастия встают на этот путь. В чем же состоит суть этого явления? Это состояние делится на безмолвие души и безмолвие тела: "Безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных; безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль... Безмолвник тот, кто существо бестелесное усиливается удержать в пределах телесного дома (заключать силы душевные: ум, мысль и прочее неразвлеченные в теле, как в доме). Подвиг редкий и удивительный... Безмолвник тот, кто говорит: "аз сплю, а сердце мое бдит" (П. Песн. 5,2)"8. Общежитие при этом сравнивается с духовной прачечной, "стирающей всякую скверну и грубость и все безобразия души", а отшельничество (при котором практикуется безмолвие) называется уже "красильнею", как уже более высокий этап духовного развития. Поэтому очень немногим рекомендуется вставать на этот путь, "чтобы не дойти... до исступления ума, и только"9. С одной стороны "недугующий душевной страстию (возношением, лицемерием, памятозлобием) и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске". Но с другой стороны: "Тем, которые борются с телесной похотию, в свое время прилично бывает безмолвие, если они только имеют наставника"10. Таким образом, безмолвие души и тела есть результат бесстрастия, и средство его достижения.