Старчество как феномен культуры, страница 5

Поэтому старчество обязательно предполагает существование ученичества, в котором проявляется аскетически-деятельный путь старца. Сущностью старческого руководства является завет между учеником и старцем, по которому перед лицом Бога старец берет на себя "дело научения души ученика спасению", а ученик безбоязненно всего себя предает наставнику. "Если соблюдешь мою заповедь, паче же Божию, исповедаю, что отвечаю за тебя в день оный, в который Бог имеет судить тайная человеков", — говорит старец преподобный Варсануфий Великий. "Как железо кузнецу, предаю себя тебе, святейший отче, в повиновение", -отвечает послушник Исидор своему старцу19.

Таким образом, главное требование от ученика, желающего жить под старческим руководством, - это полное предание себя, отречение от своей воли, мыслей и желаний. Л в обязанности старца входит принятие, очищение и совершенствование души ученика, твердая вера в ее спасение, ответ за нее пред судом Божиим. Это главные условия завета между учеником и старцем.

Подчинение старцу - не отрицание свободной поли человека, а подчинение требованиям своего собственного духа. Это не стеснение свободы, а стеснение чисто животного человеческого начала ради свободы истинного духовного существования. Сущность абсолютной свободы в том, чтобы вне всякой зависимости, необходимости и ограниченности полностью определять свое бытие. Такой свободой обладает один только Бог. Человек, хотя бы в силу своей смертности, такой свободы не имеет. "Искушение для тварной свободы, являющейся образом Божиим, — самому создавать свое бытие, самому определять его во всем, самому стать Богом, а не принять только то, что дается, так как в этом есть чувство зависимости"20. Но человек обладает полнотой свободы воли (воля в данном случае понимается как интенция, свобода - как состояние), но только в силу того, что Бог его таким coтвopил. Свобода в данном случае - не проявление вечного "Ничто"21, а возможность постоянного "пребывания в Боге". Это область, в которой даже Любви положен предел, так как существует всегда потенциальная возможность со стороны человека отвержения любви Бога и Его жертвы.

По учению христианских философов, человек из-за своей пространственно-временной ограниченности и по ряду других причин всегда находится в зависимости. Но ему предоставлен выбор - быть рабом греха или быть рабом Божиим. Выбирая второй путь, человек становится истинным наследником духовных даров, превращаясь из раба Божьего в сына. Отвергая же этот путь, он навсегда становится рабом греха, что обычно приводит к расколу личности, духовным, психическим и физическим болезням, страданиям и смерти. В Евангелии говорится: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, а бремя Мое легко"22. Старчество, с одной стороны, - это бремя ответственности за души своей паствы, а с другой стороны -высочайший духовный дар, так как в нем старец становится подобным самому Христу.

Не являясь философами в общепринятом значении этого слова, старцы являются истинными мудрецами. Философ (в буквальном переводе) - человек, любящий мудрость, но по сути - это человек, ищущий мудрость. Философия ищет истину, но, как это ни парадоксально, не хочет ее найти:

- Я пришел свидетельствовать об Истине, - говорит Христос.