Старчество как феномен культуры, страница 3

Бесстрастие как результат победы над помыслами ведет к "безмолвию ума", так что человек, даже покинувший свое уединение, может оставаться в этом состоянии. "Безмолвие ума" является целью православной аскетики - это "хранение сердца от всякого постороннего помысла посредством внутреннего умного внимания, чтобы устранив всякое чуждое влияние, достигнуть предстояния Богу в чистой молитве"11. Молитва понимается аскетами как "высочайшее творчество", совпадающее с основными этапами нормального развития духа.

Бесстрастие старца в эмпирическом плане является идеалом, в онтологическом плане идеал находится за пределами земного бытия в области трансцендентного. Движение в область трансцендентного дает постоянный импульс к творчеству, дальнейшему развитию и самосовершенствованию, так как чем более человек становится совершенным объективно, тем более субъективно он начинает видеть свое несовершенство, и лишь несовершенные могут считать себя достигшими уровня абсолютной святости.

Старец, как достигший высокого духовного уровня, обладает необычными дарованиями. Прежде всего - это дар "различения духов", непременное и самое важное свойство любого старца. Внушения в душе человека обнаруживаются в виде тонких помыслов. Чтобы склоняться на сторону одного помысла и пресечь другой, необходимо видеть источник каждого помысла. Но в состоянии видеть это только человек, достигший высокой степени духовного совершенства. "Если человек не достиг сей меры, то не может различать помыслов, но будет поруган демонами и впадет в обольщение, поверив им: потому что они изменяют вещи, как хотят, особенно для тех, кто не знает козней их"12.

Каким образом возможно получение этого дара говорит авва Фалласий: "Ум, освободившийся от страстей, делается световидным, будучи непрестанно осияваем созерцаниями всего сущего... Он видит тонкие помышления и когда бодрствует тело, и когда в сон погружается... Блажен, кто достиг беспредельную беспредельность; достигшим же его может быть только тот, кто перешел все предельное"13. Таким образом, этот дар непременно посылается тому, кто достиг состоянья бесстрастия и умного безмолвия.

Второй дар, которым обладают многие старцы, - "дар прозорливости". Он выражается в способности проникать в нравственное состояние другого человека, "читать в душах" других людей. Это дарование более редкое, чем "различение духов", также являющееся следствием бесстрастия. Человек, созданный "по образу Божию" создан для жизни и "по подобию". Достигший святости получает жизнь, подобную жизни самого Бога. Бог - вездесущ и всеведущ, и старцы в Духе Святом получают подобие вездесущия и всеведения. Действие прозорливости происходит следующим образом по объяснению старца преподобного Серафима Саровского: "Я грешный Серафим, так и думаю, что я грешный раб Божий: что мне Господь поведает, то я и передаю требующему полезного... Первое помышление, являющееся душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только веруя, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу решить своим умом: в таких случаях всегда делаются ошибки... Как железо ковачу, так я предал себя и свою волю Господу Богу: как ему угодно, так и действую, своей воли не имею, а что Богу у годно, то передаю"14. Это наитие свыше в аскетике называется "сердечным извещением". Оптинский старец о. Варсонофий объяснял это своему духовному сыну следующим образом: "Великая благодать дается старчеству, - это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У нас кроме физических очей имеются еще и очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая, прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, мы видим ее духовными очами, мы даже видим причину возникновения такой мысли. И от нас не сокрыто ничего. Ты живешь в Петербурге и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь. Для нас нет пространства и времени.."15