Старчество как феномен культуры, страница 7

Идеалом светской культуры является "человек гордый", мыслящий себя "героем-подвижником"29, хотя истинный героизм находим именно у православных старцев. Во-первых, герой-интеллигент приписывает себе большую ответственность, чем может понести, и большие задачи, ему недоступные. Христианский подвижник верит в Бога-Промыслителя и мыслит себя лишь исполняющим Его волю, благодаря этому сразу освобождает себя от героических притязаний. Во-вторых, героический максимализм интеллигентов целиком проецируется вовне, в достижение внешних целей; относительно своей внутренней личной жизни он оказывается минималистом. Максимальные притязания выставляются при минимальной подготовке личности, в результате чего человек оказывается неспособным на созидательную работу в нормальных условиях и поэтому нередко пребывает в состоянии истерии. Христианское подвижничество же есть прежде всего максимализм в личной жизни, в требованиях, предъявляемых к самому себе. Но это не означает внешней пассивности, внимание подвижника сосредоточено на его прямом деле, его действительных обязанностях и их неукоснительном исполнении. И определение, и исполнение этих обязанностей требуют иногда не меньшей широты кругозора и знаний, чем та, на которую претендует интеллигентский героизм, перенесение центра внимания на себя и свои обязанности, освобождает подвижника от фальшивого самочувствия непризнанного спасителя мира и связанной с ним гордости, оздоровляет душу, наполняя ее чувством здорового христианского смирения30. В светском идеале человека не нашлось места христианскому смирению, мало найдется понятий, которые подвергались бы большему искажению и непониманию. Все эти качества воплотила в себе "учащаяся молодежь", занявшая место духовного авторитета. С. Булгаков это явление называет "духовной педократией"31.

Одним из первых в светской культуре к смирению начал призывать Ф.М. Достоевский: "Смирись, гордый человек, и прежде всего, сломи свою гордость..." По определению преподобного старца Амвросия Оптинского, к которому ездил писатель, Достоевский был "кающимся", всей душой стремящимся к наиболее сильному религиозному чувству. У него ярко было развито чувство соборности, духовной солидарности: "Все виновны за всех", - говорил он. Все связаны друг с другом, и молитва каждого за всех что-то меняет в национальной атмосфере. Так молились старцы, к этому стремился и призывал Достоевский, говоря о солидарности в покаянии, о том, что грехи, совершаемые одним, не являются чем-то таким, что не имеет отношения к жизни других людей. Это покаянная сторона его жизнеощущения, которая в то время присутствовала не у многих, но получила распространение именно с Достоевского благодаря благотворному влиянию на него старческих наставлений и молитв.

Старчество является феноменом, присущим только христианской православной культуре. Анализ индуистской мистики на примере йогизма и мистики православного христианства выявляет существенные различия между явлениями старчества и гуру по следующим положениям:

- Степень открытости информации.

Молчание о тайнах оккультизма - обязательное условие отношений ученика и гуру. Ученик не знает, что его ждет в процессе обучения, т.к. информация ему открывается поэтапно. Старчество же является полностью открытым учением, весь аскетический путь подробно описан в богословской литературе и не является тайной ни для монашествующих, ни для мирян, которым старец не отказывает в нравственной и духовной помощи.

- Природа используемой силы.

Таинственность пути йога мотивируется тем, что оккультная сила, попав в недобрые руки, может быть использована в корыстных целях. Сила, которую обретает старец, называется благодать. Она по своей природе не может быть использована в злых эгоистических целях. Следовательно, это сила иная, чем у йога.

- Содержание аскезы как пути самосовершенствования и познания.

Христианская аскеза является "путем сердца": от "естественного ведения" и "голой веры" (теоретической) через "опытную веру", осуществляемую в делах и покаянии, подвижник следует к "духовному ведению" или "вере созерцательной", которая заключается, по определению Климента Александрийского, во "вну-