Корпоративное управление в рыночной экономике, страница 9

a)  корпоративные альянсы – объединение 2х или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретных направлениях бизнеса, с этим направлением связано возникновение синергетического эффекта.

b)  корпорации – тип слияния характеризуется объединением всех активов, вовлеченных в сделку.

В зависимости от того, какой потенциал объединяющихся компаний объединяется, различают: производственное и финансовое слияние.

Производственное слияние – объединение имеющихся производственных мощностей (эффект масштаба)

Финансовое слияние – совместная разработка финансовой политики с целью усиления позиций на рынке ЦБ либо финансирования крупных проектов.

80-90 гг. – наибольшее количество слияний. Рост капитальной стоимости объединяющихся компаний – цель слияния сегодня.

Раньше рост нераспределенной прибыли был источником повышения капитальной стоимости. Сегодня – тоже + слияние и поглощение. Норма прибыли падает в объединяющихся компаниях.

Факторы, способствующие слиянию и поглощению в 80х в США:

a.  падение доллара => американские фирмы стали доступны для слияния и поглощения

b.  высокий уровень инфляции

c.  лояльное отношение администрации Рейгана к таким сделкам

Факторы 90х годов:

Одна из причин увеличения числа слияний и поглощений – обеспечить стабильность в неопределенной внешней среде.

Происходят объединения в фармацевтической, автомобильной пром-ти, объединение банковских и страховых компаний. В конце 90-х в год объем сделок = 3 трлн $.

К 98г. - > 26 тыс. сделок слияний и поглощений.

Мотивы слияний и поглощений (источники появления синергетического эффекта):

1)  Экономия, обуславливающаяся масштабами деятельности

2)  Комбинирование взаимодополняющих ресурсов – любая компания приобретьает то, что ей не хватало для деятельности.

3)  Финансовая экономия за счет транзакционных издержек.

4)  Экономия от централизации управленческих функций

5)  Мотив монополии – рост рыночной мощи за счет снижения конкуренции

6)  Взаимодополняемость в области НИОКР – выгоды для объединения компаний в результате экономии на дорогостоящих работах по разработке новых технологий, создание новых продуктов.

7)  Повышение эффективности управления: всегда найдется компания, в которой возможности уменьшения затрат не до конца исчерпаны ó  неэффективный менеджмент.

8)  Налоговые льготы – законодательство ряда стран стимулирует слияние и поглощения через льготы.

 


                                    Имеются льготы

 


Меньше налоговое бремя.

Российское законодательство: каждый участник расплачивается по налогам самостоятельно.

9). Диверсификация производства

преимущества диверсификации:

N  стабилизация потока доходов, что выгодно и работникам компании, и поставщикам, и потребителям через расширение ассортимента товаров.

N  источник вложения свободных денежных средств

Интегрировать целевую компанию в действующую трудно.

            10). Личные мотивы менеджера – стремление менеджера усилить свой  политический вес внутри компании и на рынке.

Для того, чтобы обеспечить успешность слияния необходимо:

1)  Правильно выбрать организационную форму сделки

2)  Обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству.

3)  Иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения

4)  В случае слияния быстро решить, кто главный

5)  Максимально быстро включить в процесс сделки не только высший но и средний управленческий персонал.

Формы организации сделки:

Передача всех активов, обязательств целевой компании  компании-инициатору сделки.

Определить рыночную стоимость акций.

Показатели в краткосрочном периоде        Показатели в долгосрочном плане

Увеличения объема продаж/интенс-ть        рыночная ст-ть компании

                                                                        рыночная ст-ть акций

 создание стратегических альянсов

Стратегические альянсы и виртуальные предприятия – ат. стратегич. альянсы – особая форма договора о сотрудничестве между фирмами с четкой целью создания для каждого участника определенных конкурентных преимуществ.