Корпоративное управление в рыночной экономике, страница 2

Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления.

Выделяют три модели корпоративного управления:

  1. Англо-американская
  2. Немецкая
  3. Японская

Основные признаки каждой модели:

  1. Состав ключевых участников
  2. Состав главных акционеров (основные группы акционеров)
  3. Состав совета директоров
  4. Законодательные акты, регулирующие модель
  5. Механизм взаимодействия ключевых участников.

Англо-американская модель характеризуется:

  1. Хорошо проработанным законодательством, определяющим права и обязанности трёх ключевых участников: менеджеров, директоров и акционеров.
  2. Наличием индивидуальных и коллективных (инстуциональных) акционеров-аутсайдеров, для которых в акционерном капитале непрерывно растёт.
  3. Относительно простой механизм взаимодействия между акционерами, а также акционерами и корпорацией.

Акционирование – обычный способ накопления капитала для американских корпораций, следовательно, растет размер рынка акций (развитость рынка ценных бумаг) следовательно, развитость системы корпоративных отношений.

Отличия индивидуальных и институциональных инвесторов:

1)  Коллективный инвестор профессионально управляет своими акциями, поскольку управление акциями – одна из основных его функций.

2)  Значительные вложения капитала для приобретения акций. Усиливается их присутствие в Общем собрании акционеров, растёт их влияние, входят в совет директоров.

Инсайдеры избираются на общем собрании акционеров из состава администрации корпорации (физ. лица, работники корпорации).

Аутсайдеры, входящие в состав Совета директоров, избираются из представителей банков, компаний-поставщиков, общественных организаций.

Функции управления не разделяются между аутсайдерами и инсайдерами.

Все директора (аутсайдеры и Инсайдеры) несут солидарную ответственность по следующим вопросам:

  1. формирование целей корпорации
  2. назначение менеджеров, способных реализовать эти цели
  3. надзор за реализацией стратегий корпорации
  4. информирование акционеров о результатах управления активами.

Функциональные обязанности Совета директоров:

  1. осуществление контрольных управленческих функций
  2. долгосрочное планирование
  3. в периоды кризисов – непосредственное участие в бизнесе.

Общественные организации – это пенсионные фонды – владеют небольшой долей капитала. Их цель не участвовать в управлении, а получать дивиденды.

Аутсайдеры не мешают, помогают инсайдерам в Совете директоров. Отсюда живучесть американской модели.

Ведущая роль – Инсайдеры.

Японская модель корпоративного управления.

Ключевые участники корпорации:

  1. главный банк
  2. аффелированные лица
  3. менеджеры
  4. представители производства.

В отличие от англо-американской, Совет директоров японской корпорации:

  1. полностью состоит из аффелированных лиц. Состав аффелированных лиц: руководители филиалов, крупных отделов и другие (исполнительные директора данной корпорации)
  2. включают в Совет директоров отставных чиновников министерств.
  3. редко встречаются представители аутсайдеров.

Общее в англо-американской и японской модели:

  1. структура совокупного акционерного капитала
  2. характерный рост юридических лиц в составе акционеров

Англо-американская – распылённость капитала (большое количество акционеров).

В составе юридических лиц 2 группы:

  1. промышленные и другие компании, связанные между собой перекрестным владением акций (общие интересы стабильно существующие)
  2. институциональные инвесторы (пенсионные и прочие фонды) (интерес – получение дивидендов) непосредственно не участвуют в управлении корпорацией, осуществляют контроль за деятельностью корпорации. Приобретают акции без права голоса (право получения дивидендов в повышенном размере).

Взаимное участие в капитале присуще только японским корпорациям.

Преимущества взаимного участия в капитале:

  1. поддержание стабильного – рыночного курса акций
  2. укрепление деловых связей между партнёрами
  3. препятствие, в случае покупки, слияния и поглощения.

Кому принадлежит реальная власть в корпорации? Высшему менеджменту.

Проявление власти: