Корпоративное управление в рыночной экономике, страница 4

  1. перманентный характер перераспределения собственности
  2. специфическое поведение инсайдеров, а точней злоупотребления, связанные с контролем за финансовыми потоками и выводом активов за пределы АО
  3. специфический процесс объединения финансовых менеджеров и контролирующих акционеров
  4. слабый контроль со стороны финансовых и товарных рынков за управлением
  5. сохранение значительной доли государства в совокупном акционерном капитале отсюда проблемы контроля, управления.

Общее российской и других моделей:

  1. относительная распылённость собственности (англо-американская, японская) в российской модели распылённость на фоне неразвитости руб и слабых институциональных инвесторах
  2. устойчивая тенденция концентрации собственности и контроля – на фоне отсутствия адекватного финансирования
  3. наличие перекрёстного владения акциями (взаимное участие в акционерном капитале)

Существует:

1)  100% пакет акций – прямая концентрации акций

2)  пакет, состоящий из 75% и выше – обеспечивает полный контроль

3)  от 51 до 75% - владельцы пакета имеют контролирующее большинство

4)  от 5 до 25% - пакетная собственность обеспечивает контроль в коалиции с другими акциями.

Факторы, оказывающие влияние на изменение структуры собственности:

1.  выбранный вариант приватизации

2.  размер предприятия (престижно иметь акции крупного предприятия)

3.  отраслевая собственность (добывание, экспортоориентированная)

4.  экономические показатели предприятия: рентабельность, объём продаж, коэффициент задолженности и другие.

Документы ОАО:

  1. 1992 г указ «Об организационных мерах преобразования государственного предприятия в АО». Совет директоров – одноуровневый, 5 человек, входили: представители трудового коллектива, представитель фонда имущества, представитель местной администрации, т.о. профессионалов не было. Это влияло не эффективность предприятия.
  2. ФЗ об АО. Совет директоров – 2х уровневый, в компетенции Совета директоров:
    • Определение приоритетного направления развития
    • Рекомендации по размеру дивидендов
    • Инициатива по созданию филиалов, представительств
    • Изменение величины УК
    • Заключение крупных сделок.

В Совете директоров представителей высшего менеджмента не должно быть большинство. На практике всё по-другому.

ФЗ об ОАО – ежегодно должны публиковать свои отчёты. На практике – не реализуется. В настоящее время структура акционерного капитала – те же тенденции, что и до кризиса: доминирование инсайдеров, падение доли государства, снижение доли инсайдеров, рост доли внешних акционеров.

Выводы:

  1. процесс изменения структуры собственности протекает медленно
  2. инсайдерная форма контроля – устойчивая
  3. кризис банковской системы усилил формирование интегрированных корпоративных структур
  4. российское законодательство требует доработки.

Тема 2: Интеграционные процессы в промышленности России.

  1. Интеграция отечественных предприятий.
  2. Организационно-хозяйственные формы объединений.
  3. Предпосылки и правовая база создания ИКС (интегрированная корпоративная структура  в России).

Интеграция отечественных предприятий.

Интеграция означает объединение хозяйствующих субъектов, углубление их взаимодействия и развития связей между ними.

Интегрированная корпоративная структура (ИКС) – совокупность юридических лиц, находящихся в кооперационных и/или кредитных отношениях либо связанных между собой системой участия в капитале и образующих определённые форм хозяйственных объединений.

Стимулы к объединению предприятий 1998 год (интеграции):

1)  Повышение производственной эффективности, снижение издержек производства при данном объёме продаж

2)  Увеличение прибыли при неизменных средних издержках (за счёт снижения транспортных издержек)

3)  Усиление рыночного влияния

4)  Потребность в защите контрактов, заключаемых с недобросовестными поставщиками/покупателями данной продукции отсюда снижение риска незаключения контракта

Механизмы интеграции и регулирования деятельности внутри группы.

1.  имущественные механизмы

2.  неимущественные

3.  смешанный тип регулирования деятельности