Корпоративное управление в рыночной экономике, страница 7

ФПГ с (-) зрения взаимоотношений их участников

  1. 75% ФПГ не имеют никаких связей в капитале между участниками (контрактные отношения)
  2. 22% ФПГ характеризуются неясными, нестабильными связями

Участники (предприятия) российских ФПГ остаются реально  независимыми партнерами, ориент-ся практически всегда на собственные интересы, пренебрегая общими интересами группы.

Высокую степень согласованности действий демонстрируют ФПГ, использующие в качестве основного механизма интеграции имущественной связи

            Эффективность деятельности участников ФПГ зависит от:

  1. доли акцизного капитала, переданного в управление центрального материнской компанией
  2. объема долгосрочных кредитов, которые получает предприятие
  3. кадровой политики (подготовка кадров)
  4. стратегии

Сущность, структура и управление ФПГ зависит от следующих факторов:

-  типа финансовой система, в которой функционирует ФПГ

-  типа самой ФПГ

-  состава участников

-  системы управления ФПГ

-  степени диверсификации

1.  Тип финанс. системы различают

2 типа финансовой системы:

а. банковско-ориентированная финансовая система

б. рыночно-ориентированная финансовая система

В зависимости от роли банков в долгосрочном функционировании крупных корпораций. При БОФС - деятельность банков на рынке не ограничена.

При РОФР – деятельность банков на рынке ограничена.

При БОФС – концентрация акционерного капитала сосредоточена в банковских структурах.

При РОФС акционерная собственность распылена среди мелких инвесторов (англ-амер.)

При БОФС риск неэфф-го управления несет банк, при РОФС – группа инвесторов.

При РОФС – фондовый рынок и менеджмент.

При БОСФ – реорганизация корпорации осуществляется на основе согласования решения между банками  и пром структурами. Переход контрольного пакета акций к другому собственнику ограничен  (немец, яп модели)

При РОСФ – путем слияний и поглощений посредством скупки контрольного пакета акций на РЦБ

Российская фин система тяготеет к БОФС так как:

  1. законодательство не ограничивает банки в приобретении контрольного пакета акций
  2. банки занимают ключевые позиции в финансировании предприятий
  3. стратегические инвесторы п|п – банки а не население.
  4. конкуренция банков за надежных клиентов
  5. смещение банковских средств в промышленный сектор

Устранение недостатков корпоративного управления, прежде всего, контроля инсайдеров – возможно на основе изменения структуры акционерной собственности путем концентрации акционерного капитала промышленных предприятий в банковских структурах.

2. Тип ФПГ

  1. ориентированные на производственную деятельность
  2. -\\- на финансовую деятельность

3.  По составу участников

Структуры управления ФПГ состоят из 3 уровней

1уровень – управляющая (центральная) компания – определяет стратегию развития , финансовую и бюджетную политику в целом.

2 уровень – финансовая инфраструктура, которая объединяет все финансовые организации в составе ФПГ: лизинговых компаний, инвестиционные фонды, ит.д.

Она необходима для реализации выработанной стратегии и финансовой политики

Финансовая инфраструктура организует финансовые потоки , аккумулирует и перераспределяет финансовые ресурсы.

3 уровень – базисный уровень. Его задача – формирование и реализация маркетинговой политики, а также производство и реализация товаров и услуг с т…. затратами

Выделение 3х уровней фунцион-ей структуры управления ФПГ связано со специализацией деятельности каждого участника группы. Специализация позволяет достигнуть эффективности деятельности каждого участника и группы в целом => обеспечивает конкурентоспособность группы.

  1. Система  управления ФПГ
  1. отношения м|у участниками строятся как по вертикали, так и по горизонтали.
  2. распределение функциональных обязанностей как по уровням управления, так и между участниками
  3. специализация деятельности производственных и финансовых структур
  4. механизм управления развитием ФПГ включает в себя функции управления и методы управления

Функции управления в рамках ФПГ:

-  разработка стратегии развития каждого участника и группы в целом

-  разработка инновационной и инвестиционной политики группы