Корпоративное управление в рыночной экономике

Страницы работы

Содержание работы

Тема: Корпоративное управление в рыночной экономике.

План:

  1. Корпоративный сектор – основа рыночной экономики.
  2. Корпоративное право и его элементы.
  3. Сравнительные характеристики моделей корпоративного управления.
  4. Российская модель корпоративного управления.

Корпоративный сектор – основа рыночной экономики.

Одной из наиболее распространённых форм предпринимательской деятельности является акционерная форма. Корпоративный сектор – основа рыночной экономики. Корпорация – это термин современного права, объединяющий в себе различные виды юр. Лиц, образованных на акционерной основе.

Корпорация – объединение капиталов и, как следствие, единство собственности, порождающее единство управления.

Как организационно правовая форма корпорация предусматривает:

1)  Долевую собственность;

2)  Юридический статус;

3)  Сосредоточение функций управления в руках менеджмента.

Предприятия, входящие в корпорацию, как правило, лишены юридической самостоятельности и действуют на товар. р-ках от имени корпорации.

В системе управления корпорацией широко используется децентрализация управления, т.е. передача ряда функций своим подразделениям (НИОКР – дорогостоящи; финансы – корпорации оставляют себе, механизм управления нижестоящ. ).

Важным признаком корпорации является гарантированное законом право «вечного» существования. Смена владельцев (через передачу акций) не ведёт за собой прекращение существования корпорации. Практика: средний возраст существования корпораций - 5 лет.

Причина: слияние – поглощение, банкротство.

Организационно-правововой форме корпорация присущи моменты (способствующие развитию):

1)  Диверсификация производства;

2)  Рост конкурентоспособности;

3)  Формирование структуры промышленности (корпоративная структура промышленности [была отраслевая] – наличие нескольких крупных компаний).

Цели корпорации:

1.  Рост рыночной стоимости компании.

2.  Снижение и распределение рисков.

3.  Использование ресурсов (дешевле).

4.  Стратегическая гибкость.

5.  Влияние на рынки.

6.  Увеличение объёма продаж и прибыли. Рост прибыли – средство достижения других целей.

Характерные признаки корпорации:

  1. Собственность (активы) принадлежит не самой корпорации, а её акционерам.
  2. Доли? Корпорации принадлежит корпорации, а не акционерам.
  3. Управление (менеджеры) осуществляют свою деятельность в соответствии с уставом корпорации.
  4. Ответственность за нарушения, допущенные персоналом корпорации, несёт непосредственно сама корпорация.

Преимущества корпорации:

  1. Уникальный способ привлечения финансовых ресурсов через размещение акций и продажи облигаций.
  2. Право ограниченной ответственности перед кредиторами.
  3. Данная форма хозяйственной деятельности способствует для освоения крупных финансовых ресурсов.
  4. Существует независимо от её владельцев (акционеров).

Недостатки корпораций:

  1. регистрация и содержание данной формы связаны с определёнными затратами (обязательна независимая аудиторская проверка); расходы, связанные с общим собранием акционеров (проведение) расходы, связанные с периодической публикацией отчётных документов.
  2. Возможность злоупотреблений, например размещение акций и других ценных бумаг, не обеспечиваемых имуществом.
  3. Налогообложение: налог на прибыль, выплата дивидендов (распределённая прибыль, облагается дважды; непосредственно прибыль – один раз).Пути снижения: отмена частичная или полная обложения дивидендов.
  4. Значительное расхождение между формами владения (собственность и формирование управления. Столкновение интересов менеджмента (увеличение стоимости акций) и акционеров (выплата дивидендов).
  5. Изъятие капитала, вложенного в акции, акционерами.

Акционирование привлекательно для крупных и средних предприятий, которые преобладают в экономике развитых стран.

Корпоративное право и его элементы.

Корпоративное управление описывает механизм взаимодействия сторон друг с другом,  помощью которого эти стороны представляют свои интересы.

Корпоративное право (законодательство) определяет структуру корпоративного управления в стране.

К элементам корпоративного права относятся:

  • Законодательные акты (закон «Об АО» и другие);
  • Нормативные правила;
  • Устав корпорации.

Нормативные правила определяют механизм реализации отдельных положений закона, которые никак не регламентированы в законодательных актах.

Устав корпорации описывает правила и ответственность сторон.

Практические аспекты корпоративного управления:

1)  Структура владения акциями (структура акционерного капитала)

2)  Влияние и авторитет основных участников.

3)  Сложившееся фактически поведение основных участников в отличие от юридических норм.

Структура корпоративных отношений складывается под воздействием трёх факторов:

1.  Устав – права и обязанности сторон.

2.  Законодательные акты и нормативные правила.

3.  Фактически сложившееся поведение основных (ключевых) участников корпорации + национальные особенности страны.

Похожие материалы

Информация о работе