Проблема свободопользования (Интервью П.Г. Щедровицкого в г.Иркутск), страница 10

П.Г.: Предметно – нет. В материале – нет.

Корр.: А по опыту, который вы имеете, качество управления регионами… какие здесь объективные процессы намечаются, как вы их оцениваете?

П.Г.: Понимаю. Я бы здесь сказал в общем виде, не называя никаких имен и фамилий, никаких конкретных регионов. К сожалению, идет все время запоздание на такт. Ну неужто бюджетный кризис был для нас какой-то новостью? Неужто мы не знали, что он надвигается и вот-вот надвинется? Все это было понятно еще в 94-м году. В 94-м году уже были по целому ряду территорий видны проблемы, связанные с тем, что у нас доходы падают, а расходы сохраняются, и мы их не оптимизируем – мы не оптимизируем социальные расходы, не оптимизируем расходы на инфраструктуру, у нас очень неравновесная структура бюджета (во всех регионах), у нас негодные по многим позициям фрагменты бюджетных классификаций. Все это было всем известно, но вместо того, чтобы в 95-м году повсеместно построить антикризисные программы… ну, что такое антикризисная программа? Ничего тут сложного нет. Антикризисная программа – это попытка увеличить доходы и снизить и оптимизировать расходы. Всё. Ее объектом на уровне территории является бюджет. Случаи, когда это делалось в 95-м году, можно назвать по пальцам. В большинстве регионов этого не делалось в 95-м году. Кое-где начало делаться в 96-м. А в некоторых только сейчас об этом ставят вопрос. Хотя вещь для управления – очевидная.

Корр.: А в чем природа этого запоздания на такт?

П.Г.: Мне кажется, природа… знаете, у нас говорили: "коллективная безответственность". Территория думает, что это сделает федерация, федерация думает, что это территории сделают. А рычагов вменения этого нет. Разработку антикризисной программы нельзя навязать. Это должно идти снизу, и люди реально должны думать, как увеличить доходы и как снизить расходы. Ну, вы скажите какой-нибудь социальной службе, у которой на трех клиентов 7 работников, снизить расходы. Ну, и чего? Это для них означает увольнения, изменение штатов, изменение технологий, поиск новых клиентов, адресную социальную помощь и др., др., др. (пальцев на руке не хватит). Ну не хотят они этого всего делать! Они будут как можно дольше тянуть из бюджета деньги, ничего не делая для того, чтобы оптимизировать эти расходы. В школах у нас окна не закрываются, вода из кранов течет…, ну и пошло-поехало, в т.ч. в личных квартирах – никто из нас крана не закрутит, потому что "нас это как-то не касается; мы же за жилищно-коммунальные услуги не платим, а поэтому пусть дядя это все экономит". Это – один момент.

Теперь: в принципе, в 96-м году надо было переходить к документам совершенно другого типа. Я делал такие документы для некоторых территорий. Я называю их (не навязывая никому этого названия) "концепции (и некие управленческие документы), обеспечивающие управление проектами и программами на территории". Что это значит? Управлять вообще только можно проектами. Нельзя управлять заводом. Можно управлять проектом на этом заводе: производственным, проектом санации, реструктуризации, перепрофилирования, освоения новой продукции. На любой территории существует совокупность субъектов – это конкретные предприятия, ассоциации предпринимателей, союзы по продукту (зерновые, молочные – в сельском хозяйстве; лесные, сбытовые), кооперативы, местные сообщества… – и каждый такой субъект может иметь и обязательно должен иметь некий проект или программу. В тот момент, когда они появляются, территориальная администрация может этим управлять – управлять проектом; она может помогать одним проектам и как-то отодвигать на более далекую перспективу другие проекты. Она может заявить приоритеты и тем самым заставлять других субъектов менять горизонты и подходы. Может сама инициировать какие-то проекты и программы. Это не антикризисные программы, это совершенно другой документ, который предполагает, что все проекты должны быть проинвентаризованы на территории, что каждый проект должен быть проэкспертирован и оценен с точки зрения его реалистичности, что нужна информационно-аналитическая поддержка проектировщиков, нужно способствовать тому, чтобы происходило группообразование – в самых разных областях, чтобы вырабатывались некие рамки их совместной деятельности и прочее. Это надо было делать в 96-м году. 94-95-й – антикризисные, в 96 – их. Тогда, кстати, можно на повестку дня ставить инвестиционные вопросы, потому что инвестиции не даются заводу, они даются проекту. Инвестируются проекты и программы. Если проекта и программы нет, то никто ничего вкладывать не будет, потому что у него нет никакой гарантии, никакой карты реализации, получения продукта, эффективности менеджмента и т.д. Особенно иностранные инвесторы (наши – они поспокойнее), – когда они приходят на наш завод, так у них волосы ж дыбом становятся. Потому что он прекрасно понимает, что в это – да никогда ничего инвестировать он не будет. Поэтому отсутствие проектов и программ приводит к тому, что сюда не приходят стратегические инвесторы…