Проблема свободопользования (Интервью П.Г. Щедровицкого в г.Иркутск), страница 11

Корр.: У нас вот идет разговор о газоконденсатном…

П.Г.: Нет, я прекрасно понимаю, что какие-то проекты есть. И более того, я уверен, что какие-то шаги в этом направлении делаются, но переосмысление самого объекта управления как совокупности взаимообусловливающих, взаимоподдерживающих проектов и программ – это тот шаг модернизации территориального управления, который надо было делать в 96-м, а не в 2000-м году. В этом смысле мы все время опаздываем на шаг. Тогда бы, если бы это произошло в 96-м году… А что произошло в 96-м году? Все ждали выборов президента. Все говорили: "Какие проекты и программы? Вы что, с ума сошли? Завтра Зюганов придет, мы все чемоданчики соберем и…" А другие говорили: "Мы придем, вам голову оторвем". К чему это приводит (обратите внимание)? – В тот момент, когда президент избран и, казалось бы, политическая система предуготовлена для того, чтобы происходили инвестиции (инвестиции не могут происходить, когда есть политический риск)… выборы президента, и 4 года есть срок – и вот тут (в сентябре 96-го года) все регионы выходят с проектами и программами и говорят: "Вот! Вот тут у нас!" А что происходит? – Они говорят: "О! Вот теперь давайте поразрабатываем проекты и программы". Они их два года разрабатывают; к тому времени, как они разработаны, снова рассыпалась вся политическая конструкция, и любой инвестор говорит: "Нет! Ну теперь я уж дождусь 2000-го. Что же я, рыжий что ли – лезть в эту кашу?" Помните, как Черчилль писал? – "У этих русских все непонятно. Как бульдоги под ковром – пока кого-нибудь не выкинут с растерзанным горлом, так и не понятно, кто же там выигрывает". Поэтому, естественно, идет опоздание на шаг.

А дальше начинается что? – Поскольку антикризисных программ нет, программ и проектов на территории как объектов управления нет, они не доработаны, они не сложились, они не выстроены в сеть, не эшелонированы, не понятно, как одни будут подтягивать другие, и когда кто… Ведь людям очень важно себя увидеть в этой программе. Они говорят: "Ага, вот сейчас (то, что вы назвали) – газоконденсатное месторождение, завтра – мост в Китай, здесь – энергетика, а вот там – наука, образование, причем наука сначала вот в этой области, потом вот в этой. Ага, я себя увидел. Я понимаю: сейчас – нет, но в 2001-м году до меня дойдет, я могу туда двигаться, я могу стремиться к этому, я могу как-то свою жизнь планировать". Но поскольку нет этой эшелонированной программы, то, конечно же, дальше начинаются заимствования территорий. Ну жить-то надо им. Они не могут получить инвестиций, они не произвели санацию бюджета, они начинают заимствовать на финансовом рынке, они начинают играть в ГКО, они начинают делать международные займы, гарантируя это территориальными ресурсами. А дальше – кризис 17 августа, и все регионы как по цепочке: побежал кризис. Даже Татария, в которой, конечно, очень хорошая, мощная была создана система, и то не может расплатиться по внешним долгам и заимствованиям, которые она сделала. Т.е. сегодня многие субъекты федерации, конечно, банкроты так же, как и федеральный центр.

И здесь самое опасное – начать перекладывать с больной головы на здоровую. Потому что разговор про то, что налогов мы не платим… и получается, что мы же и виноваты. Вы виноваты, я виноват и т.д. Это, конечно, очень опасная игра. Потому что очень легко обвинить других; и гораздо честнее было бы признать, что были сделаны ошибки, и прежде всего – в темпах интенсивности управления.