Идея культурной политики, страница 14

Вот этот слой я вытащил из мышления и стал прорабатывать, считая его (я завершаю этот круг) основой КП. С чем работает КП? КП работает с рамками и другими организованностями деятельности, которые могут выполнять функцию рамки. Обратите внимание, например, с нормами, но не как с нормами предписания к деятельности: "Делай так"! А как с нормами, задающими рамки на допустимую деятельность. Типичный пример – правовые нормы. Право не нормирует деятельность по её осуществлению. Право задает границы допустимого. "Все что не запрещено – разрешено". А что "все"? Да что угодно. Мы не знаем что. Да и знать не надо, потому что если мы сразу будем знать что там будет, это не интересно.

Реплика: Придумаем.

П.Г.: Ну, а раз придумаем, то значит нужна работа с чистой рамкой. Культурные нормы, которые не предписывают способ поведения, а орамливают его возможные способы поведения, задают для них пространство. И схемы, которые я все время рисую, если вы обратите внимание, – они с такими вот уголочками, вот с такими вот значочками перехода от одной рамки к другой, поэтому когда такой переход происходит, то чисто графически вы понимаете, что потенциальное пространство расширилось, и в нем появились места для другого, для иного. Вы спрашиваете: для какого иного? Так я же не знаю! Мне и знать не нужно. Значит, в этом смысле рамочное мышление является основой культурно-политической практики. Остановился. Да, извините, последний момент. Я вспоминал, вспоминал… Константинову спасибо: он помог вспомнить. На Байкальской экспертизе (коллега Сбитнев) если помните была такая любопытнейшая ситуация: стоит Попов, стоит Гурман. И они друг друга, значит, тянут. Гурман в какой-то момент говорит: "Не тяните меня на свое поле, – теперь я делаю шаг вперед: - не пытайтесь задать рамку, в которой я бы вынужден был действовать так-то, так-то и так-то. Не перетаскивайте меня в свое поле! Т.е. не делайте вот этот рамочный охват! У меня у самого есть рамка другая, и следовательно, мы уходим на уровне конкуренции рамок". Обратите внимание, пока лишь с потенцированными в этой рамке объектами, коммуникативными стратегиями и действиями. Теперь: а что в этом случае есть рамки. Что она представляет как организованность?

Вопрос:

П.Г.: А? Смену границ пространства, конечно. Вот когда я во Владивостоке читал лекцию. Прочёл. Потом мне один участник говорит: "Ну, и чего мне с этим делать? Я ведь это никуда положить не могу". Я говорю: "Конечно. Это же рамка! Как ты ее можешь положить, если она вот здесь [над головой] Она у тебя вот здесь! Ты в ней". Он говорит: "А зачем мне это надо? Я хочу – в сетку и унести". Вот теперь смотрите: а ответ может быть дан достаточно простой и тривиальный.

Первый момент: рамка есть представитель будущего в настоящем (то, что я обсуждал на первом семинаре вечером). Рамка есть особое предвидение, особое перетаскивание возможного будущего в сегодняшний момент.

Но есть и другое измерение, на мой взгляд более любопытное: рамка есть возможная деятельность. И вот когда я вчера потратил так много времени на то, чтобы продемонстрировать вам, что МД еще не деятельность и в деятельности есть много чего, что не является мышлением (и наоборот), то это одновременно намек на очень интересную функцию рамок в мышлении, которое указывают на возможности и невозможности деятельности и реализации. Да, в этом плане мы притянули сюда будущее, но мы должны притянуть его так, чтобы потом в него прийти, т.е. пройти через деятельность, реализовать. А если мы его притянули так, что оно не реализуемо, и в этом смысле является иллюзорной возможностью, никак не соотнесенной с ресурсами, структурами деятельности, то по всей видимости это не настоящая рамка, а так – флажочек такой.

Вопрос: Так это получается, что оно частично оформляется в настоящем?