Идея культурной политики, страница 10

Олег: Чтобы уметь ставить цели и двигаться к ним.

П.Г.: Это неправильный вопрос.

Олег: А как бы его задать правильно?

П.Г.: Я могу вам по этому поводу рассказать только байку. Г.П. читал лекции в Новосибирске про методологию. Прочел лекцию. К нему подошел Коля Сапожников и еще какой-то аспирант. И Коля мне рассказал эту историю про этого аспиранта. Аспирант взахлёб говорит: "Прослушал вашу лекцию и понял – буду методологом". Г.П. складывает папочки, собирает, смотрит на него и говорит: "Молодой человек, мне очень жаль, но вы по всей видимости ничего не поняли". Аспирант говорит: "Как так, Г.П., я внимательно слушал и записывал". Г.П. говорит: "Не в этом дело; в нашей стране уже есть один методолог. Это я".

Понимаете? Зачем вам становиться методологом? Методолог в стране уже есть. У нас в стране даже наверное несколько методологов, хотя популяция методологов не постоянна, потому что некоторые из методологов вдруг начинают думать, что они не методологи, а банкиры и несколько лет занимаются созданием банков. Потом создают банки. Потом вспоминают о том, что, наверное, всё-таки они методологи. А другие занимаются другими делами.

Что такое методология? Методология это не профессия и даже не особый заданный в форме профессионального способ мышления. Методология есть способ организации 3 векторов работы: собственно практического, т.е. по изменению в каких-то областях; второе – концептуально-теоретического – когда надо эти изменения не только сделать, но еще их особым образом описать – так, чтобы выделить из этого опыта средства, методы и зафиксировать их в особом языке (иногда понятия, категории, схемы – разные единицы); и третий момент – это образовательная деятельность. И вот когда эти три типа работы собираются в определенную конструкцию, возникает то, что называется методологической ситуацией. Обратите внимание, не методолог возникает, а методологическая ситуация. Поскольку нужно знания одного типа – практико-методические перерабатывать в знания другого типа – философские, концептуальные, схемы понятий и т.д., а то и другое перерабатывать в учебные единицы, в единицы учебного процесса. И единицы учебного процесса строить так, чтобы развивать и оснащать практику. Чтобы оттуда не "головастики" выходили (из этого учебного процесса), а люди, которые могут пойти в эту практику и в ней нечто сделать. И вот в тот момент, когда была создана такая ситуация, и она была удержана усилием воли определенной группой людей (ММК), они себя стали называть "методологами". В каком смысле? В смысле того, что они в этой ситуации работают и саму эту ситуацию воспроизводят. При этом можно вывалиться в практическую деятельность и потерять методологическую ситуацию; можно вывалиться в теоретическую деятельность и потерять методологическую ситуацию, потому что теория отрывается от практики; и можно вывалиться в учебную деятельность и потерять методологическую ситуацию. В этом смысле потерять методологическую ситуацию очень легко: стоит потерять хотя бы один из элементов.

А (и смотрите) в любой их этих отдельных зон не нужна фокусировка на средствах. Она избыточна, да и особо ничего не дает. Потому что кто работает с практикой, зачем ему оформлять свои средства в обобщенной форме? Это же его деньги. Он умеет нечто делать, зарабатывает этим деньги. Теперь его спрашивают: а как ты это делаешь? А он говорит: а я вам не расскажу, потому что если я вам расскажу, то вы тоже будете делать также, а значит я потеряю деньги. В этом плане она не просто не нужна – методологическая работа (воспроизводство методологической ситуации), но она еще и социально очень сложна. Поэтому поставьте какую-нибудь другую цель. Помните как в этом…"ставьте реальные цели". Это не значит, что вы не выйдите когда-то на этот уровень; может быть, и выйдите – я не знаю. Но пока ставьте реальные цели.