Идея культурной политики, страница 17

П.Г.: Каким?

Реплика: Типологическим.

П.Г.: Так.

Вопрос: Является ли оно некоторым обобщением, которое именно позволяет понять механизмы типологического мышления?

П.Г.: Одним из механизмов типологического мышления. Одним из!

Вопрос: Еще вопрос: Когда мы говорили о рамочном мышлении, не можем ли мы говорить о некотором инварианте и некотором наборе переменных состояний этой рамки? Т.е. есть ли инвариант, который определяет суть?

П.Г.: Гм! Нет, даже если это представляется повтором по содержанию, то каждый раз это усилие "здесь и теперь". Ну, это то, что Мамардашвили обсуждает как проблематизацию. Если проделав так проблематизацию вы вышли, скажем, к тем же самым категориям (это значит, что это – те же самые категории) – это только кажется.

Вопрос: ?

П.Г.: Можем. Смотрите еще раз: в этом смысле нахождение рамки есть результат усилия – здесь в этой зоне. Мышление прежде всего является волей.

Вопрос: "Самоопределение" можно сказать?

П.Г.: Да, да. Но понимаете, слово "самоопределение" очень часто намекает на то, что есть как бы вхождение вовнутрь. Понимаете? – рамки уже заданы, я самоопределился, вошел внутрь. Очень часто это мы так проецируем, когда я кому-то говорю: "Вообще, стоило бы тебе самоопределиться", то я одновременно говорю следующее: "Ты вообще не забудь, что рамки-то я уже ввел. Поэтому давай-ка!"

Вопрос: Т.е. понимать самоопределение, как "определение себя", т.е. определение всех рамок, всех границ в которых существуешь.

П.Г.: Гм! Ну да, но это ведь усилие! Каждый раз! И каждый раз экзистенциальный риск, что вылетишь в безвоздушное пространство. Я думаю, что большинство людей предпочитает функционировать в заданных рамках – и правильно делают.

Реплика: Но культура и заключается в том, что мы имеем возможность каждый раз находить новые рамки.

П.Г.: Имеем возможность, но не имеем гарантии, что такая возможность будет реализована. Вообще, мы же с вами понимаем, из такой вообще натурфилософии, что энергия это и есть то, что обеспечивает актуализацию, поэтому весь же вопрос в том: а хватит ли у вас энергии, чтобы ввести рамку. Ведь обратите внимание: что значит, что … Она же должна стать рамкой.

Реплика: По сути дела – рамка и есть энергия.

П.Г.: Да; в этом смысле – да. Вот у меня есть ряд учеников, таких начинающих, они выходят к доске, так напрягаются и потом говорят: "Ввожу рамку!" (смех в зале) Потом, раз – и никакой рамки. Я говорю: "Ну, и чего?" Вот они насмотрелись… Я, правда, никогда не говорю, что ввожу рамку – я просто ее ввожу!

Вопрос: Можно ли говорить о рамке как об уровне самосознания?

П.Г.: Ну, слово "самосознание" не люблю я! Вообще в этом смысле концептуальные механизмы этого рамочного мышления пока не очень поняты.

Реплика: Но в данном случае не слово "самосознание", а слово "уровень".

П.Г.: Уровень. Да. Рамки уровневы. Конечно. Есть рамки низлежащей иерархии, есть гетерархия рамок, есть очень сложные шаги, в этом смысле обычно мои заметки, когда я готовлюсь к лекциям, – заметки поиска рамок; и очень часто кончаются эти все заметки такой странной штукой: у меня нарисована вот такая картинка, а здесь что-то написано. Но что это для меня означает? Это означает, что я под эту ситуацию, с учётом этого коллектива, если речь идет об игре или проекте, с учетом зоны ближайшего развития, с учётом… Я их нашёл, открыл.

Вопрос: Что является ресурсами КП?

П.Г.: А так же шансами и рисками! Что значит "что является ресурсами"? – Все, до чего вы сможете дотянуться. Все, что будет отмобилизовано вашей энергетикой.

Вопрос: Абсолютно всё?