Методическое руководство по выполнению курсовой работы на тему: "Исследование и анализ процессов реструктуризации бизнес-системы на основе комплексного моделирования", страница 24

Постоянно происходящие на практике изменения состава и содержания целей, структур, функций и задач, решаемых каждым конкретным подразделением той или иной фирмы (бизнес-системы), вызываемые как воздействием внешней среды, так и собственными возмущающими воздействиями, возникающими внутри самой организации, требуют от её руководства тщательного контроля за реализацией соответствующих деловых процессов, анализа, а если это возможно, то и оптимизации указанных процессов.

В этом случае для обоснованного и своевременного выбора наилучших вариантов структуры и механизмов реализации соответствующих деловых процессов менеджером целесообразно использовать методики, ориентированные на широкое применение компьютерных технологий. Однако при этом требуется осуществить переход от концептуального (словесного) описания моделей стратегии, функций и структуры организации к их формальному (количественному) описанию. Попутно отметим, что если в конкретной бизнес-системе удаётся провести такого рода формализацию и последующую компьютерную реализацию построенных моделей, то на её основе уже можно приступить к автоматизации процессов управления подразделениями указанной бизнес-системы, а далее переходить в целом к комплексной автоматизации рассматриваемой организации.

Подробнее речь о концептуально-методических основах проведения такого рода автоматизации применительно к гостиничным комплексам пойдёт далее в 9 главе. В данном же пункте остановимся на рассмотрении основных особенностей и содержании существующих подходов к проведению процессного моделирования бизнес-систем.

Первая и, пожалуй, главная особенность организации и реализации процессного моделирования состоит в необходимости его проведения на основе современных концепций комплексного (системного) моделирования. При этом под комплексным (системным) моделированием деловых процессов (и соответствующих бизнес-систем) будем понимать их полимодельное (многомодельное) описание и исследование.

Другими словами, необходимым признаком комплексного (системного) моделирования является представление моделируемого процесса (системы) не одной моделью, а системой взаимосвязанных моделей, отражающих различные аспекты прототипа. В нашем случае такими моделями, как уже говорилось ранее, кроме собственно процессной модели (или, по-другому, моделей управления деловыми процессами) должны быть модели стратегий фирмы, организационно-функциональные модели, модели сценариев воздействия на деятельность фирмы внешних и внутренних возмущающих факторов и т.п. При этом в рамках каждой из перечисленных моделей (либо даже классов моделей), в том случае, если удаётся их описать формально, появляется возможность количественного оценивания и оптимизации (с помощью соответствующих критериальных функций) вариантов деятельности организации, конкретных её подразделений, должностных лиц. В качестве таких критериальных функций могут быть выбраны функции, оценивающие:

-  экономическую эффективность (прибыль) и ресурсосберегаемость;

-  результативность деятельности;

-  временные затраты, связанные с деятельностью фирмы;

-  устойчивость функционирования.

В этом случае принципиальной особенностью и отличительной чертой организации и проведения процессного моделирования деятельности бизнес–системы является то, что менеджеру (в ходе подготовки и принятия им решений) предоставляется возможность разноаспектного (многокритериального) количественного оценивания выбираемых альтернатив. В рассматриваемой ситуации в качестве таких альтернатив выступают способы, структура и содержание деловых процессов, которые реализуются в соответствующей бизнес-системе.

В настоящее время на практике для автоматизации деятельности менеджеров или подготовке и принятии ими решений, связанных с управлением соответствующими фирмами, разрабатываются различные инструментальные программные средства. К ним, в первую очередь, относятся различные инструментальные программные средства следующих видов [2]: интеллектуальные пакеты прикладных программ; расчётно-логические системы; экспертные системы; имитационные системы.