Методическое руководство по выполнению курсовой работы на тему: "Исследование и анализ процессов реструктуризации бизнес-системы на основе комплексного моделирования", страница 14

Другой стороной функциональной модели управления являются функции менеджмента, которые определяют иерархию управления по вертикали.

Среди различных видов управления наиболее эффективной признана целевая пирамидальная линейно–функциональная структура управления, где верхний угол пирамиды управления занимает глава фирмы, её основание представлено менеджерами первичного уровня, а между ними располагаются менеджеры среднего уровня, подчинённые менеджеру высшего уровня, и руководящие менеджерами первичного уровня.

Функции менеджмента определяют как выполняемые менеджером взаимосвязанные процессы, каждый из которых является частью управления работой фирмы. Центральной функцией менеджмента является руководство и принятие решений, так как именно эта функция определяет успех или неудачу в работе фирмы. Все остальные функции служат для подготовки и поддержки принятия решений и воплощения их в жизнь. В качестве первичной функции, определяющей работу фирмы, считают организацию. Вторая функция определяет состав работников, т.е. кадры, и административное управление ими. Третья функция призвана обеспечить управление информацией, связанной с деятельностью фирмы и прогнозом её работы. На основании прогноза, программ работы составляют планы действий фирмы по достижению целей и решению задач. Таким образом планирование - четвёртая функция менеджмента. Повторим, что пятая - центральная функция - руководство и принятие решений.

Выполнение решений и планов обеспечивается шестой функцией управления, сопровождающейся отслеживанием, координированием хода работы. Седьмая функция управления направлена на документирование учёта, контроль и оценку хода работы по достижению цели, решения задач, выполнения программ, плана и решений. Такой учёт требует постановки специальных форм контроля за деятельностью исполнителей. Однако, учёт и контроль без анализа не вскрывают причин успехов и неудач, не дают оснований для внесения своевременных поправок в курс и скорость движения к поставленной цели.

Таким образом, выделение функциональных областей производства фирмы и менеджмента позволяет разделить и специализировать труд по управлению фирмой на отдельные взаимосвязанные блоки, взаимодополняющая работа которых составляет процесс управления.

П 2.2.2. Структурная модель управления фирмой

Структура управления фирмой (т.е. построение управления) представляет собой логическое взаимоотношение уровней и функциональных областей в форме, обеспечивающей достижение целей фирмы. Конструкция управления включает линии подчинения, коммуникации и информации между структурными подразделениями.

Все фирмы, кроме самых малочисленных, имеют чёткую иерархию менеджмента. Нижнюю часть иерархии составляет внеменеджментовый персонал (рабочие, продавцы и т.п.). Над ними располагается менеджмент в виде отдельного хозяина, либо пирамиды. Внутри пирамиды выделяют три уровня:

-  нижний слой менеджмента (мастера, прорабы и т.п.) руководит работой внеменеджментового персонала. Основная деятельность менеджеров нижнего уровня - работа с сотрудниками и решения, связанные с техническим исполнением;

-  менеджеры среднего уровня (руководители подразделений) имеют большую власть, управляя работой менеджеров нижнего уровня. Их главная проблема найти оптимальные методы решения поставленных перед ними задач. Менеджеры среднего уровня участвуют в составлении планов, в разработке программ, в постановке задач для своих подразделений и для менеджеров нижнего уровня;

-  высшие менеджеры отвечают за определение и достижение целей, постановку задач, формирование стратегии. Они управляют работой средних менеджеров. В зависимости от размеров фирмы высший менеджер, определяющий цели стратегии и планы, может участвовать в их выполнении на нижнем уровне вплоть до управления работами.

Структурная модель фирмы включает не только иерархию управления по вертикали, но и горизонтальное разделение труда в зависимости от содержания процесса производства товаров и услуг.