Комментарий к вопросу об обеспечении недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, страница 10

·  В-третьих, общеизвестно, что в большинстве ситуаций пассажирские перевозки по железной дороге требуют государственного субсидирования; это может служить альтернативным источником финансирования постоянных издержек инфраструктуры. Однако Россия относится к тем странам, где пассажирские перевозки являются наименее интенсивным потребителем услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта по сравнению с грузовыми перевозками, и в любом случае, перекладывание необходимых субсидий из одного кармана правительства в другой карман - или из кармана федерального правительства в карман региональных и муниципальных властей - вряд ли сможет решить более общую проблему.

Мне не удалось найти анализ этой проблемы в официальных документах или материалах печати, касающихся реструктуризации железнодорожного транспорта в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Российское правительство утвердило десятилетний план реформирования железнодорожного транспорта, который предусматривает вертикальное разделение сектора железнодорожного транспорта, "гарантированный недискриминационный доступ к инфраструктуре федеральной системы железнодорожного транспорта для самостоятельных операторов грузовых и пассажирских перевозок и собственников подвижного состава", а к концу десятилетней программы реформирования - "развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок."[12]  На вэб-сайте Министерства путей сообщения идет подробное обсуждение вопроса о подходе реформы к существующему перекрестному субсидированию пассажирских перевозок за счет грузовых перевозок.

Тарифная политика в области пассажирских перевозок будет проводиться с учетом платежеспособного спроса населения при постепенном сокращении перекрестного субсидирования пассажирского транспорта за счет грузовых. Необходимые субсидии для покрытия убытков должны быть предусмотрены в федеральном и региональных бюджетах. Их будут предоставлять как непосредственно перевозчику, так льготным категориям пассажиров в виде адресной поддержки.[13]

Вместе с тем, ничего не говорится о том, будет ли самостоятельное предприятие инфраструктуры финансироваться за счет оплаты его услуг потребителями, государственных субсидий или какого-то смешанного варианта того и другого. И в данном случае четко прописаны только политика вертикального разделения и недискриминационного доступа. Пожалуй, наиболее убедительные разъяснения дает распространенная Министерством цветная диаграмма реализации десятилетнего плана реформирования: на втором (2003-2005 гг.) и третьем (2006-2010 гг.) этапах реализации плана стрелками отмечены "финансовые потоки" из "государственного бюджета" к "механизмам поддержки пассажирских перевозок", но такие стрелки не ведут к "услугам инфраструктуры" или к компании «Российские железные дороги» (которая должна осуществлять контроль над услугами инфраструктуры).[14]

            В ходе споров о реструктуризации железнодорожного транспорта в странах с переходной экономикой и в развивающихся странах явно замалчивается вопрос об этих огромных суммах. Как я отмечал в других работах (Pittman 2001a, 2001b), имеются серьезные основания для сомнений в том, что вертикальное разделения является лучшей стратегией для многих стран, в том числе и для России; развитие "первичной конкуренции" и "параллельной конкуренции" между вертикально интегрированными железнодорожными компаниями представляется мне более перспективным решение, по меньшей мере, для европейской части России. Эта проблема будет стоять перед теми, кто начинает реформы. Страны, которые реформировали железнодорожный сектор таким образом, чтобы сохранить вертикальную интеграцию, тем самым косвенно создали возможность для внутреннего дискриминационного установления цен на доступ к инфраструктуре. Если те сторонники реформ и консультанты, которые рекомендуют вертикальное разделение, одновременно настаивают на отказе от дискриминации, они должны сказать, откуда будут поступать деньги в инфраструктуру. И если этот источник государство, то политики, которые разрабатывают реформы, должны быть в этом уверены.