Комментарий к вопросу об обеспечении недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта

Страницы работы

Содержание работы

КОММЕНТАРИЙ К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ  НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПРОТА

Рассел Питтман*

Краткий обзор

Установление цен конечного потребителя для предприятий с высоким уровнем постоянных затрат и предельными издержками ниже среднего уровня затрат – т.е. для «естественных монополий» - связано с решением важных стратегических вопросов, касающихся рентабельности и активов предприятия. Среди экономистов сложилось мнение, что при различных условиях уровень благосостояния может улучшаться, если цены устанавливаются с использованием нелинейных или дискриминационных систем, например, с использованием двухчастных тарифов и системы ценообразования Рамсея. Если эти системы ценообразования не используются, главной альтернативой становятся крупные государственные субсидии или неэффективное ценообразование с полным покрытием издержек. С таким выбором приходится сталкиваться в сфере установления тарифов для конечных потребителей; но почему установление цен на доступ не может быть иным?

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, реструктуризация, вертикальное разделение, цена на доступ, дискриминация, Россия

Классификация по JEL: D43, H2, L51, L9, L92


КОММЕНТАРИЙ К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ  НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПРОТА

Рассел Питтман

«В сфере грузовых перевозок задача заключается в применении правил, направленных на обеспечения того, чтобы открытый доступ был действительно открытым. Применение правил конкуренции в секторе железнодорожного транспорта в целом направлено на реальное открытие рынков путем создания таких условий, при которых правила, предоставленные новым участникам рынка, были бы реализованы без использования дискриминационных мер. ...Для надлежащего функционирования рынков необходимо обеспечить конкуренцию со стороны предложения, чтобы новые участники рынка могли представлять реальную угрозу в сфере конкуренции, а также создать такие условия доступа к сетям, которые были бы прозрачными и недискриминационными». (Член Комиссии по вопросам конкуренции EC Марио Монти, 2002 г.).

1.  Вертикальное разделение и предоставление недискриминационного доступа

В ходе продолжающегося во всем мире спора о реструктуризации в секторе железнодорожного транспорта, среди наиболее часто употребляемых терминов, после «вертикального разделения», можно, пожалуй, назвать только словосочетание «недискриминационный доступ». Последний термин, несомненно, относится к разряду общих понятий о некой форме «разделения» прав собственности и прав на эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта – путей, железнодорожного полотна, сигнальной системы, железнодорожных станций – и прав собственности и прав на эксплуатацию подвижного состава, который использует эту инфраструктуру. Предметом оживленных дискуссий остается вопрос о том, должно ли это разделение происходить только на уровне финансового учета или следует создать полностью самостоятельные предприятия, и если такие самостоятельные предприятия будут созданы, то может ли владелец или оператор объектов инфраструктуры быть одновременно владельцем и оператором подвижного состава. Эти споры, судя по всему, идут в направлении полного разделения без предоставления «перекрестного» права собственности. В упомянутом выше выступлении член Комиссии по вопросам конкуренции ЕС Марио Монти утверждает, что «когда речь идет о распределении мощностей, на мой взгляд, единственной возможностью избежать этих рисков (ограничение рынка и злоупотребление доминирующим положением) является полное и окончательное отделение инфраструктуры от эксплуатации». Но как я уже неоднократно отмечал (Питтман 2001а, 2001в), надежды на то, что вертикальное разделение в секторе железнодорожного транспорта приведет к созданию значительной конкуренции и существенно повысит экономическое благосостояние, могут быть слишком оптимистичными.

Вместе с тем, независимо от наличия полного разделения, сторонники реформ в разных странах склоняются в пользу политики, суть которой выражает второе словосочетание – «недискриминационный доступ». Таким образом, независимо от того, получает ли предприятие, которое является владельцем и оператором инфраструктуры, право быть собственником и оператором подвижного состава, по мнению большинства реформаторов и согласно разработанным ими программам, одним из очевидных результатов реструктуризации в секторе железнодорожного транспорта должно стать предоставление всем компаниям-операторам подвижного состава доступа к инфраструктуре на одинаковых условиях: дискриминации не должно быть ни только в отношениях между вертикально интегрированным и неинтегрированным оператором, но и между разными неинтегрированными операторами подвижного состава.

Похожие материалы

Информация о работе