Как оживить посмертный учет, страница 8

Из Положения по бухучету «Учетная политика предприятия»

Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокуп­ность способов ведения бухгалтерско­го учета — первичного наблюдения. стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

Соответственно, та часть производственного и оперативного учета, которая связана с организацией процессов производства, поставок и сбыта, автоматически учитывает реализацию плана мероприятий, являющегося составной частью бизнес-плана.

Главное, советуют специалисты, не надо де­лать никаких революций. Лучший способ реор­ганизации бухучета в систему интегрированно­го учета — это медленный, последовательный реинжиниринг предприятия: переход к финан­совой структуре и выделение ЦФУ; настройка системы аналитических признаков, которая позволяет вести учет с заданной глубиной и не­обходимой детализацией; выработка регламен­тов представления и обработки информации и действий всех служб по представлению и учету информации; постановка политики бухгалтер­ского учета и управленческого учета в целом.

Апофеозом постановки интегрированного учета в компании должно стать появление Internal    Management    Report (IMR) – внутренних отчетов для менеджеров, составленных в нужных для них форматах и в зависимости от их функциональных обязаннос­тей и статуса. На Западе они и являются базовы­ми при построении учетной системы.

Эти отчеты могут содержать информацию и по финансовой отчетности, и по финансовому анализу, и по состоянию деби­торов и кредиторов, и по мар­кетингу, и по ходу реализации производственных   опера­ций – то есть тот пакет ин­формации, который нужен ру­ководителю на данном месте, но всегда на базе единого ин­формационного пространства, единого информационного и организационного регламента представления отчета. (Струк­тура и содержание IMR могут меняться и в зависимости от типа компании. Например, в классическом холдинге, где управление осуществляется только по финансовым результатам, IMR включает финансовую информацию, довольно детализированную, но не содержит никаких сведений о ходе выполнения производ­ственных операций).

Автоматизированные системы учета: «Вчера выли маленькие — по три рубля, а сегодня — по пять, ну очень большие!»

Последовательная интеграция может дать, кроме всего прочего, экономию финансовых и управленческих ресурсов, поскольку исключа­ет дублирование функций учета. Источником экономии является и принцип постепенного построения и освоения системы учета, о кото­ром говорилось выше. Соблюдение условий постепенности и интеграции необходимо и в ходе автоматизации учета— заключительного и неизбежного этапа в создании современной учетной системы.

Вот что по этом поводу думает Вячеслав Кондратьев (консалтинговая группа «БИГ»):

«Внедрению средств автоматизации учета дол­жен предшествовать этап уточнения структу­ры, доработки регламента. Наивно думать, что, скажем, в большой компании одним взмахом руки можно установить порядок на всем прос­транстве ее действий. Реально этот процесс идет по шагам: сначала провозглашается цель постановки более эффективного и более интег­рированного учета, затем определяются этапы реализации этой программы, и дальше решает­ся задача включения все новых и новых зон компании в рамки единой интегрированной системы. Одновременно такой путь дает и эко­номию затрат, когда решение о каждой новой подсистеме принимается в тот момент, когда организация готова ее внедрять. Такой путь ползучей, постепенной постановки учета отве­чает интересам организаций».