Как оживить посмертный учет, страница 6

В числе трудностей, которые приходится преодолевать на этом пути, есть две главные. Первая из них связана с психологическим барьером самих бухгалтеров. «Всю жизнь советских бухгалтеров учили: если на документе есть три печати и десять подписей, тогда ты его можешь принять к учету, – рассказывает г-н Карасев. – А если документ составил Петя Иванов за сосед­ним столом, хотя он тоже на нем расписался, ты не можешь принять его к учету. Западный учет предполагает некое допущение правдоподобия в течение определенного периода времени. Скажем, есть электросчетчик, но пока нет счега «Мосэнерго», мы не можем учесть, сколько элек­тричества мы сожгли. С другой стороны, у нас есть штатный электромонтер, и он каждый месяц приходит и составляет справку: столько-то киловатт было на первое число, столько-то на тридцатое. Мы знаем тарифы, и почему бы нам самим не посчитать, сколько мы сожгли, но и у меня самого то же предубеждение: как же я мо­гу сделать проводку – святое! – на основе бумажки, написанной Петей Ивановым?»

В свою очередь, психологический барьер бухгалтера обусловлен несовершенством норматив­ной базы. С этим связана вторая трудность, о ко­торой г-н Карасев говорит так: «К сожалению, налоговые инспекторы не всегда так широко мыслят даже в тех рамках, которые компаниям предоставлены законодательством. Придет ко мне налоговый инспектор и спросит, а кто эту бумажку составил, а где этот счетчик, опломбирован ли он, ах, он у вас не опломбирован, а сто­ит ли он на учете в «Мосэнерго»? Если бы на этой бумажке стояла синяя печать, он бы ее сто лет не проверял, но если всего этого нет, выйдет так, что мы электроэнергией и не пользовались».

Действительно, по словам г-жи Николаевой, расхождения, существующие между положения­ми системы нормативного регулирования буху­чета, с одной стороны, и налоговым законода­тельством и Гражданским кодексом, с другой, часто позволяют налоговым органам толковать ту или иную ситуацию исходя из своих интере­сов. Однако воля бухгалтерии не должна быть этим парализована. На вопрос корреспондента «Эксперта», является ли уже сейчас справка, сос­тавленная электромонтером, документом учета для бухгалтерии «Альфа-Эко», г-н Карасев отве­тил: «Является для целей бухучета, но для целей налогообложения пока нет. Фактически у нас возникает три группы документов: документы по бухучету по российским стандартам, документы по бухучету по международным стандартам и еще для налогообложения. То есть одни и те же документы мы должны оформлять как отчет­ность в разных комбинациях».

Итак, с точки зрения управленческого учета, польза от всех этих мытарств бухгалтерии зак­лючается в ее моральной готовности работать в непривычных для себя форматах и регламентах. Одним из результатов такой готовности в «Альфа-Эко» было то, что бухгалтерия начала пред­ставлять в нужном регламенте информацию для бюджетирования в управление финансового планирования и анализа.

Следующий шаг – настройка плана счетов для управленческого учета. Смысл этой проце­дуры объясняет Светлана Николаева: «Данные, особенно по затратам и выручке, могут переда­ваться из системы финансового учета в систему учета управленческого, просто в финансовом учете мы показываем общий результат, а в уп­равленческом – детализируем. Информация для того и для другого может схлестываться че­рез специальную техническую систему счетов (в том случае, если существуют две автономные системы учета – бухучет и управленческий учет), а может быть и интегри­рованной, если речь идет о единой системе учета».