Современная ситуация в образовании и воспитании, страница 6

Теперь второе замечание по поводу выхода на ситуацию. /Поскольку тема: современная ситуация в образовании и воспитании/.

          Что такое современная ситуация? И как мы определяем все это отно­сительно ситуации, вот эта историчность, своевременность? Но, преж­де всего, это, конечно, зависит от того, какие мы выкладываем призмы и представления. Но, первое, что нам приходится здесь фиксировать, это то, что исторические процессы и историческая жизнь -полипроцессуальны, историческая жизнь имеет много разных процессов, разного уровня. Каждый из нас всегда живет и существует в множестве разных и разноре­чивых процессов. Отсюда, сама установка на анализ ситуации означает, что все и каждый эти процессы надо выделять, фиксировать их опреде­ленным образом и зарисовать. И поскольку мы привыкли мыслить научно, ибо научное мышление давало некоторую иллюзию объективности до после­днего времени. И думали даже, что это аж почти объективность. Сейчас уже в мире почти никто так не думает, поскольку мы вышли в метапланы и оценили саму эту науку. Научное мышление было заменяющее объектив­ную структуру, с т.зр. которой мы оценивали все происходящее, поэтому научные мифы рассматривались нами как объективность. Такой исторический период был. Он вроде сейчас кончается.

          Итак, мы должны выделить много разных процессов и прежде всего зафиксировать, что мыживем во многих разных процессах. И  определить ситуацию - это значит выделить все эти процессы и каждый из них прописать. Но очень важны средства, в которых мы это будем делать и формы, в которых мы это будем фиксировать. И вроде бы, если я хочу теперь прорисовать ситуацию, я беру этот кусочек и рисую его иначе. Мы дол­жны повесить ряд листочков, на каждом из которых изобразить свой процесс, характерный для нынешней ситуации или значимый в нынешней ситуации. Вот один, рядом другой, потом третий, 4-й и т.д. На каждом из них разные процессы. И у нас получится многофасеточная структура, как определяющая наше видение и отражение. Здесь получается полипроцессуальная или мульти-картина. Здесь структура топик. Я просто разделяю разные лис­точки и на каждом рисую свой процесс. Но я мог поставить перед собой специальную задачу систематизации, и, следовательно, дифференцировать и расщеплять здесь не отношения и лучи зрения, а постараться их особым образом как бы не объективно, а топически по месту организовать. Тогда я рисую совокупность объемлющих рамок, куда я стараюсь положить, скажем, в самую предельную крайнюю рамку самый широкий процесс, а внутрь - другие рамочки. И у меня получается уже пространство, организованное для дальнейшей объективации. Ну, это очень напоминает метод и способ мышления, который в свое время выдумал Аристотель исоздал логику греческого языка и структуру: самое глубокое, самое широкое суть - это самое общее и распространяющееся на самое большое количество объектов, дальше идет ближайшее, более узкое; и еще более узкое и т.д. И тогда можно будет ставить еще потом вопрос на следующих схемах о том, как же это объективно соорганизовано и в конце концов выходить к научным моделям, фиксирующим нашу жизнь.

          Но вы понимаете, что когда я даже говорю это или формулирую эту задачу, я говорю с известной издевкой, поскольку вроде бы жизнь описать или фиксировать таким образом логически нельзя. И в этом прелесть жизни, слава богу, что нельзя. Жизнь можно только проживать, действуя в ней. Но вот описание ситуации – это еще никем, никогда и нигде не было сделано. И сама эта задача многим будет казаться идиотской и чудовищной, но помыслить такое тоже можно, что вот так это все организуется по принципу объемлимости: здесь самые общие здесь самые узкие, имеющие малый ареал, действия. Но во всяком случае сама идея полипроцессуальности ситуации очень важна. И если я взялся обсуждать современную ситуацию с образованием, воспитанием и педагогикой, то я должен нечто подобное рисовать. Т.e. культура, наша европейская логика, способы мышления, которые мы имеем заставляют нас это делать, обязывают, хотя материал явно не влезает.